Оригинал взят у uskoekov_v в Маленькие солдаты (реж. Бахрудин "Бато" Ченгич, 1967)
КинопоискЮгославия. Конец войны. Немецкий мальчик Ханна Дессау оказывается в детском приюте, куда его направил, очевидно, кто-то из неравнодушных. Ханна не просто немец, он ещё и сын офицера СС, и его дальнейшая судьба на родине, очевидно, была бы незавидна. Несмотря на юный возраст, Ханна хорошо говорит по-сербски (или, правильнее, на сербохорватском), поэтому больших сложностей возникнуть будто бы не должно. На всякий случай, - от греха - управляющий приютом предлагает Ханне сменить имя – теперь для всех его зовут Боско Грубач.
Немного экспозиции. Детский приют – это управляющий, хозяйка (женщина, которая здесь за кухарку и прачку одновременно) и, собственно, дети, чьих родственников забрала война (кто-то остался сиротой, а у кого-то родители пропали без вести или ещё что-то). Среди мальчишек выделяется некто Вояка – самый старший из ребят, он успел где-то побывать и даже имеет боевую награду. Поэтому Вояка ходит в военной форме и всюду носит с собой боевой пистолет. В самом начале фильма мы становимся свидетелями облавы на собаку, которую устраивают мальчишки во главе с Воякой – эта собака имела несчастье родиться немецкой овчаркой и «служить» в немецкой армии (на ошейнике у неё жетон со свастикой).
Тем не менее Ханна (он же Боско) принят ребятами почти без вопросов (кто-то вспомнил даже, что де был такой стрелок Грубач), и уже можно подумать, что эта история так и закончится, не выходя из рамок бытовой зарисовки. Собственно, первая половина фильма являет собой почти пасторальную картину: мальчишки дружно работают в поле, хулиганят (как и положено мальчишкам), шпионят за взрослыми, и живут ожиданием - а вдруг живы, вдруг вернутся родные (не сейчас, конечно, - когда-нибудь). В какой-то момент за одним из ребят возвращается отец. По-своему трогательная сцена, когда мальчик поначалу инстинктивно отказывается "узнавать" родителя - ведь появление последнего предвещает "изгнание из Рая".
Однако вся эта пастораль скоро рассеивается. Сначала замечают, что Боско не знает сербских песен. А когда его попросили сыграть что-нибудь на губной гармонике, расслабившийся Гробач, разумеется, играет то, что ему хорошо знакомо - немецкий марш. И тут начинаются совсем другие "игры". Попросту говоря, начинается кошмар. Мальчика-немца другие мальчики объявляют шпионом, а скоро доходит до пыток. А с кем, собственно, воевали? Управляющий приютом, пытающийся защитить Ханну-Боско ничего сделать, по сути, не может. Даже отослать в другой приют - т.к. там эта история наверное повторится и нет никаких гарантий, что там будет, кому снова вступиться мальчика. И вот тут история обрывается, но иллюзий у зрителя оставаться не должно - в финале фактически повторяется сцена, которую мы видели в начале: толпа мальчишек с палками гонится за жертвой. Только в начале фильма это была немецкая овчарка. Теперь это уже мальчик с "неправильной родословной".
Мрачный взгляд на послевоенное время, полный разочарования. Режиссёр фильма, Бахрудин Ченгич, по возрасту вполне мог бы быть одним из тех мальчишек - он родился в 1933 - т.е. к концу войны ему было 11-12 лет. "Маленькие солдаты" - это, на самом деле, маленькие монстры. В фильме есть эпизод, когда "хозяйка" приюта пытается вступиться за Боско, которого окунают головой в воду, чтобы вырвать признание. Возбуждённые мальчишки (в порыве праведного гнева, разумеется) валят женщину на пол и один из них говорит: "Сейчас ты узнаешь, как это делают солдаты" - очень показательный момент. Вообще, довольно хорошо показан этот разрыв между поколениями. С одной стороны ветераны, прошедшие войну - управляющий приютом, отец одного из мальчиков - живут прошлыми идеалами, верят, что всё было не зря. Они цитируют классиков марксизма-ленинизма и обещают, что скоро все заживут также, как живут в Советском Союзе. Управляющий будто даже с улыбкой кричит откуда-то забредшему к ним проповеднику: "Другие времена наступают - Бога больше нет" (вот уж да). С другой - "подрастающее поколение". Их лидер - Вояка, за которым остальные послушно готовы идти даже в самых чудовищных вещах. Они почувствовали вкус крови, но им кажется, что не успели распробовать.
Вояка вообще очень интересный персонаж, о нём можно было бы написать подробнее, но тогда я опять не закончу текст ни в какие обозримые сроки
Сюжет добросовестно содран с "Повелителя мух" Питера Брука 1963 года.
ОтветитьУдалить