вторник, 18 июня 2019 г.

"Леди Бёрд" (2017)

Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Леди Бёрд" (Lady Bird) 2017

Кинопоиск


Начальная сцена настолько простая и одновременно яркая, что ты не замечаешь, насколько легко фильм цепляет твоё внимание. Мать и дочь едут в машине после традиционного для американских семей осмотра университетских кампусов. Дочке остаётся отучиться последний год, прежде чем она ринется покорять университеты Америки. Вместе с мамой они едут в машине и слушают аудио-книгу "Гроздья гнева". Убрав в коробку последнюю кассету, обе улыбаются друг другу и утирают слёзы. Именно этим моментом нужно как следует насладиться, прежде чем герои погрязнут в выяснении отношений. Эта сцена будет практически последней, где мать и дочь будут в чём-то согласны.

Фильм рассказывает о 17-летней Кристине, которая требует себя называть не иначе как Леди Бёрд и находится в пике эмоционального напряжения, связанного с окончанием школы и её юношеский максимализм так и выпирает. Ей не терпится покинуть родной Сакраменто и уехать куда-нибудь на Восточное Побережье, где сосредоточилась вся культура. Её энергия прозябает в стенах католической школы, а мать давит её потенциал ограниченными финансовыми возможностями. Кристина мечется от одного парня к другому и пытается выразить себя, играя в школьном театре, подшучивая над преподавателями и обманывая новых подруг. В жизни Кристины ничего не происходит, и героиня сожалеет об этом, отчаянно желая пережить хоть что-то значимое, даже если это будет что-то болезненное, как, например, сломанная рука. Но на самом деле сценарий ломится от маленьких и незначительных событий, за которыми неожиданно интересно наблюдать. Живой язык подростков лишь способствует этому восприятию.

Это режиссёрский дебют Греты Гервинг ("Милая Фрэнсис", "Блюдо и ложка") по собственному сценарию и похвалить её есть за что. В истории простой выпускницы ощущается вливание собственного опыта. Можно даже предположить, что перед нами полу-автобиографическая работа, в которой Грета постаралась вложить свои эмоции от последнего года обучения в школе. Эти эмоции чувствуются и это подкупает. Её фильм балансирует на грани авторского кино и традиционного мейнстрима - Гервинг затащила в свой фильм пачку молодых звёзд, среди которых номинант на Оскар прошлого года Лукас Хеджес ("Манчестер у моря") и номинант на Оскар нынешнего года Тимоти Шаламе ("Зови меня своим именем"), а это дорогого стоит, ведь эти ребята уже пошли на взлёт. Режиссёр строит повествование на эмоциях и на маленьких мизансценах, создающих особое настроение. Как например сцена, где главная героиня вместе со своей лучшей подругой поедает гостию, как будто это картофельные чипсы.

Сирша Ронан ("Искупление", "Отель "Гранд Будапешт"), сыгравшая главную роль Кристины "Леди Бёрд" МакФерсон, целиком и полностью владеет зрительским вниманием. Привлекая кроваво-красной копной волос, лёгким налётом акнэ и придирчивым чувством стиля к ассортименту секонд-хэнда, она умудряется балансировать на грани мудрости и импульсивности, наивности и хитроумия. Хоть она и заявляет, что учиться уже не нужно, тем не менее перед ней целый мир возможностей, который ещё предстоит познать. Списывание на экзамене, попытка влиться в коллектив драматического кружка, налаживание отношений со сверстниками, любовь без взаимности, потеря девственности и многое другое. Смотреть, как героиня впитывает в себя этот опыт крайне любопытно.


Марион МакФерсон, которая сыграла мать героини Лори Меткаф ("Внутреннее расследование", "Теория большого взрыва"), выводит уровень материнской пассивной агрессивности на новый уровень. Зашиваясь в больнице на двойных сменах, после того, как её муж потерял работу, он пытается создать хоть какое-то подобие будущего для своей дочери, предлагая ей поступить в дешевый местный институт. Она откровенно сомневается в способностях своей дочери противостоять опасностям большого мира и проявляет свою заботу через попытку перестраховаться. В какой-то степени здесь можно разглядеть её собственные страхи, которые она проецирует на дочь, и к такому персонажу даже сильнее проявляешь симпатию.

Фильму немного не хватает целостности повествования. В какой-то степени — это больше нарезка моментов взросления, собранных под одним заголовком, нежели стройная история. Как например эпизод в магазине, где героиня покупает пачку сигарет, лотерейный билет и взрослый журнал в свой 18-й день рождения просто потому что теперь она может это законно сделать. Эпизод ни на что не влияет и демонстрирует попытку героини самоутвердиться в достижении пороговой возрастной отметки. Но с другой стороны многие из этих моментов получились предельно эмоциональными и трогательными. Этого у фильма не отнять и поэтому его стоит посмотреть.

Главным фактором нравится\не нравится может выступить совершенно неожиданный аспект - насколько зритель знаком с атмосферой маленького городка и чувствами подростка, стремящегося оттуда уехать. Жителям крупных городов такой спектр эмоций может показаться немного чуждым и то, что у Греты Гервинг получилось поймать и запечатлеть этот спектр - её личная заслуга, которую не стоит недооценивать.


"Леди Бёрд" получился хорошим фильмом про взросление подростка и живописанием первых шагов перед началом взрослой жизни, который отлично передаёт ощущение ностальгии по маленьким городкам. Отличная актёрская игра и правдоподобная жизнь выпускников католической школы составляют львиную долю очарования фильма, а налёт эпизодического повествования придаёт фильму динамики. У фильма есть пара золотых глобусов, в том числе за лучшую женскую роль, и хоть американская киноакадемия фильм полностью проигнорировала, пропускать его не стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.