среда, 1 августа 2018 г.

"По ту сторону надежды" (2017)

Оригинал взят у crazy_reader в «По ту сторону надежды», 2017, Финляндия, Германия, режиссёр Аки Каурисмяки

Кинопоиск

Если подойти к этому фильму формально, то можно сказать так: это фильм о судьбе беженцев в современной Европе. И в самом деле – главный герой, Халед, бежал из Сирии и после серии изнурительных испытаний, потеряв по пути сестру, оказался в Финляндии. Но здесь ему пришлось столкнуться с бездушной бюрократической машиной государства и не найти у неё сочувствия.

Формально так, но это всего лишь основа, фундамент, на котором разные режиссёры могли бы снять совершенно разные фильмы, что зависит от вкусов и взглядов каждого мастера в отдельности. Но так, как это сделал Аки Каурисмяки, вряд ли мог повторить кто-то другой. Потому что Аки Каурисмяки один такой.

Его стиль напоминает мне прозу Юрия Казакова – такое же умение незаметными штрихами плести-плести свою сеть и, в конце концов, создать мир, который принадлежит только им и в который они приглашают своих зрителей и читателей – заходите, пользуйтесь, думайте. Как и другие фильмы Аки Каурисмяки, «По ту сторону надежды» рассказывает о маленьких людях, и один из персонажей так и заявляет: «Я обычный человек». А обычные люди тоже имеют право на личную жизнь, в которой они хотят быть счастливыми в соответствии со своими представлениями о счастье. Так что, фильм несёт в себе ещё и гуманистический посыл, нечастый гость на современном экране.

Трагедия и комедия идут в фильме рядом, и то и другое показано без надрыва и истерик, приглушённо. Немногословные герои показаны несколько условно, шаржированно, но шаржи эти дружеские, сделанные с любовью.

Надо сказать, что в картине «По ту сторону надежды» звучат некоторые мотивы, встречавшиеся в более ранних работах режиссёра. Так, в Гавре тоже сюжет крутится вокруг нелегально прибывшего в страну мальчишки, троица грабителей из «Человека без прошлого» трансформировалась даже во внешне похожую на них «Liberation Army Finland». Как и в том же «Человеке...» важную роль играют песни на непонятном финском языке, но оригинальное исполнение делает смысл не таким уж и важным. Почти во всех фильмах Аки Каурисмяки, привязка ко времени достаточно условна, малочисленные конкретные приметы не имеют значения, и фильмы легко укладываются в диапазон размером лет в тридцать-сорок. Другими словами, они сделаны в стиле ретро, поэтому можно легко смотреть как работу 2017 года, так и гораздо более ранние. Добавлю, что некоторые сцены дополнительно раскроются, если их пересмотреть ещё раз.

При оценке фильма «По ту сторону надежды» я не могу быть объективным – нравится мне этот режиссёр, но, всё же, режиссёр мне заочный друг, а истина дороже - «Человек без прошлого» представляется мне более целостным и гармоничным. Но это не умаляет достоинств последней работы Аки Каурисмяки. Тем более, что она может стать последней во всех смыслах – режиссёр заявил, что он уходит из профессии. Прискорбно, если он не передумает.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало августа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.