Оригинал взят у adzhaya в Дело для начинающего Гулливера
Кинопоиск
Знающие люди настаивают, что Гулливер сначала прибыл на летающий остров Лапута, заселённый лишённой практической хватки интеллектуальной и политической элитой, а потом уже спустился к плебсу в терзаемую псевдоинтеллектуальными профанами страну Бальнибарби. Но что произошло бы, навести Гулливер плебс и элиту в обратном порядке и уже в 20 веке? Именно этот эксперимент поставил автор, чей замысел вызревал в начале-середине 1960-х, т.е. в годы наивысшего расцвета альтернативного чешского социализма, и получил своё завершение на фоне психологического стресса от насильственного краха общенациональных надежд.
Хотя в интернетах врут, что "Дело..." почти не имеет сюжета, здесь есть и сюжет, и метасюжет.
Некий пан Гулливер видит во сне-полукошмаре своё незапланированное путешествие в страну Бальнибарби, обычаев которой он не понимает и постоянно вляпывается в неприятности. Жители Бальнибарби в целом равнодушны к визиту иностранца, зато очень озабочены потерей связи с летающим островом Лапута, а остров этот служит причиной регулярных экологических бедствий, заслоняя бальнибарбийцам солнце. Представившийся Гулливеру случай навестить лапутян многое прояснил.
На уровне метасюжета всё в целом, само собой, путешествие по травмам коллективного бессознательного, да и чем же ещё может быть такой фильм.
Сновидческая сюрреалистическая драма, задумывалась ли она Юрачеком как социально-политическая сатира? В первую очередь в фильме поражают внутрикадровый и межкадровый монтаж, сбивающий с толку и нарушающий причинно-следственные связи физического мира. Страшно представить, как широко развернулся бы кинокритик-гностик на этом материале!
Тем не менее, приметы конкретной реальности аккуратно включены в кадр зловещими символами где-то на периферии. Например, на скриншоте слева видна картинка-плакат с проповедующим пролетарием или кем-то вроде того. Скриншот сделан с эпизода в еженедельный день молчания - таким способом жители Бальнибарби экономят воздух. Не так и нелепо, на самом деле, потому что, согласитесь, сложно назвать хотя бы пару отличий от реально существующего израильского шаббата. Похоже, Юрачек вовсе не стремился создать фильм о распаде здравого смысла в волосатых лапах советского режима. Он копал глубже, и "Дело..." полно отсылок к универсальным проблемам цивилизации европейского типа в постиндустриальной стадии, а может и ещё более универсальным. Наверняка полно! эх, если б я ещё и умела их увидеть...
Это мир, где отдельный индивидуум не управляет своей жизнью, принуждаемый следовать внешним правилам, смысл и ценность которых утеряны уже и теми, кто настаивает на выполнении правил. Испуганные граждане Бальнибарби не могут понять, чем можно заменить выхолощенное содержание внутри распадающейся формы, и никакие мудрецы Лапуты не берутся им подсказать, да и где они, эти мудрецы, один заяц в бархатном костюмчике на всё про всё оставался.
Предоставленные самим себе, бальнибарбийцы не замечают политического шанса и готовы заново переподчиниться небольшой местной диктатуре. Вот уже и палач готов к дебюту, и новый вождь заложил кисть руки за лацкан. Не пора ли проснуться.
Кинопоиск
Знающие люди настаивают, что Гулливер сначала прибыл на летающий остров Лапута, заселённый лишённой практической хватки интеллектуальной и политической элитой, а потом уже спустился к плебсу в терзаемую псевдоинтеллектуальными профанами страну Бальнибарби. Но что произошло бы, навести Гулливер плебс и элиту в обратном порядке и уже в 20 веке? Именно этот эксперимент поставил автор, чей замысел вызревал в начале-середине 1960-х, т.е. в годы наивысшего расцвета альтернативного чешского социализма, и получил своё завершение на фоне психологического стресса от насильственного краха общенациональных надежд.
Хотя в интернетах врут, что "Дело..." почти не имеет сюжета, здесь есть и сюжет, и метасюжет.
Некий пан Гулливер видит во сне-полукошмаре своё незапланированное путешествие в страну Бальнибарби, обычаев которой он не понимает и постоянно вляпывается в неприятности. Жители Бальнибарби в целом равнодушны к визиту иностранца, зато очень озабочены потерей связи с летающим островом Лапута, а остров этот служит причиной регулярных экологических бедствий, заслоняя бальнибарбийцам солнце. Представившийся Гулливеру случай навестить лапутян многое прояснил.
На уровне метасюжета всё в целом, само собой, путешествие по травмам коллективного бессознательного, да и чем же ещё может быть такой фильм.
Сновидческая сюрреалистическая драма, задумывалась ли она Юрачеком как социально-политическая сатира? В первую очередь в фильме поражают внутрикадровый и межкадровый монтаж, сбивающий с толку и нарушающий причинно-следственные связи физического мира. Страшно представить, как широко развернулся бы кинокритик-гностик на этом материале!
Тем не менее, приметы конкретной реальности аккуратно включены в кадр зловещими символами где-то на периферии. Например, на скриншоте слева видна картинка-плакат с проповедующим пролетарием или кем-то вроде того. Скриншот сделан с эпизода в еженедельный день молчания - таким способом жители Бальнибарби экономят воздух. Не так и нелепо, на самом деле, потому что, согласитесь, сложно назвать хотя бы пару отличий от реально существующего израильского шаббата. Похоже, Юрачек вовсе не стремился создать фильм о распаде здравого смысла в волосатых лапах советского режима. Он копал глубже, и "Дело..." полно отсылок к универсальным проблемам цивилизации европейского типа в постиндустриальной стадии, а может и ещё более универсальным. Наверняка полно! эх, если б я ещё и умела их увидеть...
Это мир, где отдельный индивидуум не управляет своей жизнью, принуждаемый следовать внешним правилам, смысл и ценность которых утеряны уже и теми, кто настаивает на выполнении правил. Испуганные граждане Бальнибарби не могут понять, чем можно заменить выхолощенное содержание внутри распадающейся формы, и никакие мудрецы Лапуты не берутся им подсказать, да и где они, эти мудрецы, один заяц в бархатном костюмчике на всё про всё оставался.
Предоставленные самим себе, бальнибарбийцы не замечают политического шанса и готовы заново переподчиниться небольшой местной диктатуре. Вот уже и палач готов к дебюту, и новый вождь заложил кисть руки за лацкан. Не пора ли проснуться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.