вторник, 28 августа 2018 г.

"Бременская свобода" (1972)

Оригинал взят у iowrus в Бременская свобода / Bremer Freiheit: Frau Geesche Gottfried (1972) Райнер Вернер Фассбиндер

Кинопоиск

Мужской профиль крупным планом, фон - видеопроекция волнующегося моря, обрывки фраз, бегающие по полу женские ноги, снова мужской профиль, опять ноги - ах, да! - и бесконечный зацикленный плач ребёнка. «Газету, Гейше. Кофе. Тише! Бутерброд». Вторая половина лица мужчины, которую от нас прятали первые три минуты, гниёт. Как и его душа. «Моя жена знает, кто здесь хозяин. Моя жена знает, что такое покорность». Знает, но не терпит. Готовность подчиняться — ролевая функция, демонстрация общепринятых норм, но отражает ли она внутреннюю суть женщины? Если же покорность — маска, то за что уплачена столь высокая цена?

Главная героиня, потрясающе сыгранная Маргит Карстенсен, утоляет жажду свободы весьма экстравагантным способом. Муж, родители, брат, окружение видят в ней только женщину, но не личность. Гейше упорно доказывает, что за пределами социальной роли существует ещё и подлинная индивидуальность. Впрочем, разумно ли в данном случае говорить о какой бы то ни было уникальности? Для зарождения преступной мысли не требуется сношения с дьяволом, напротив, в радикальных методах сопротивления есть нечто естественное.

Следует признать, что её история типична для умной мещанки XIX века, не готовой к безусловной покорности, просто сюжет заточен до состояния трагедии. Более того, Гейше почти наверняка - это не явление как таковое, а производная от заведённых порядков. Иногда сильная личность, готовая на всё ради своей цели, не гнушается самыми крайними средствами. Толкает ли её на это некая патология или же всему виной патриархальное общество?

Симптоматично, что первые ряды противников женской эмансипации украшают фигуры в платьях. Тихая ненависть Гейше к женской доле выливается не только в решительные действия, направленные против мужчин, не щадит она и слабый пол. Кроме того, очевидно, что главная героиня не страдает острой формой мужененавистничества, но её искренняя страсть к телесным удовольствиям не находит удовлетворения, ведь такого рода желания не соответствуют высоко ценимому в пуританских кругах светлому образу скромной хозяйки. Гейше, несмотря на свою тайную воинственность, настоящая женщина, существо совершенно иррациональное и ранимое. Родись она столетием позже, возможно, её судьба сложилась бы иначе.

«Бременская свобода» - это очень странный в формальном отношении фильм, похожий скорее на экспериментальный телеспектакль. Минималистичные театральные декорации подчёркивают условность действия и универсальность места. Не стоит ждать от разыгрываемой трагедии бездонной глубины или психологической достоверности, это чистая схема без примеси жизнеподобия. Телевизионный фильм Райнера Вернера Фассбиндера прекрасен как раз своей утончённой театральностью, бесконечной удалённостью, несмотря на тематику, от вульгарного реализма и прозрачным посылом.


Оригинал взят у altereos в "Бременская свобода" (1972, ФРГ, Фассбиндер)

Немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер всегда был близок к театру, собственно и начинал с театра, собрав свою труппу под названием Антитеатр. Ворвавшись в кинематограф, молодой режиссер стал переносить на кинопленку изобретенные им принципы Антитеатра (название говорит само за себя). Снимая по 2-3 фильма в год, Райнер Вернер периодически включал в их число театральные постановки для телезрителей. Некоторые из этих постановок настолько совершенные и новаторские, что даже по оценкам на IMDB опережают самые лучшие его фильмы. "Бременская свобода" - как раз из таких.

Первая половина 19 века, Германия, Бремен. Гейше - молодая замужняя женщина. Претерпев достаточно унижений от мужа и от окружающих, Гейше решает, наконец, самоутвердиться в этом мире, обрести моральную и материальную независимость. Для этой цели она использует один необычный и коварный способ, на который указывает второе название пьесы - "Бременский кофе"...

"Бременская свобода" - это экранизация пьесы, написал которую сам Фассбиндер. В отличие от других фильмов того периода о тяжелой женской участи ("Горькие слезы...", "Марта", "Нора Хельмер" - везде Маргит Карстенсен в главной роли), здесь режиссер обходится минимальным количеством декораций, оставив на сцене лишь несколько предметов мебели и разместив на фоне действия большой экран, на который проецируются кадры с изображением природы, на первый взгляд, никак не связанные с тем, что происходит на сцене.

Несмотря на такой минимализм, "Бременская свобода" имеет самую высокую оценку на IMDB среди всех фильмов Фассбиндера (за исключением "Берлин.Александерплатц"). Объясняется это, видимо, тем, что эта постановка считается редкой и малоизвестной, а те единицы, нашедшие возможность ее увидеть, не могли не оценить высоко это произведение.

Снялся в этом "театральном фильме" и сам Фассбиндер - в роли единственно оставшегося в живых любовника Гейше. Забавная деталь: по сюжету получается так, что "Бременская свобода" - единственный фильм, в котором герой Фассбиндера и его самой известной актрисы и главной музы Ханны Шигуллы - муж и жена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.