Оригинал взят у beauty_spirit в Добро пожаловать в кукольный дом /Welcome to the Dollhouse/ 1995, Тодд Солондз
Кинопоиск
Был раньше такой жанр «роман воспитания», изображавший какую-либо судьбу в динамике позитивных или негативных изменений. Разумеется, это давняя традиция, корни которой уходят в эпоху Просвещения, когда считалось, что литература должна иметь воспитательный характер – делай так, не делай так. Но, как говорил мизантроп Шопенгауэр, проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно. Сейчас жанр непопулярен, видать – исчезла то соответствующая культура. Фильмы Солондза, представляющие отдельную судьбу не линией, а замкнутым кругом отчаяния, от которого в 19 веке было прилично кончаться от апоплексического удара, как раз об этом – «куда ни кинь, всюду клин». Параллельные линии сходятся разве что в воображении. Но отсутствие движения в провинциальной Америке заполняется мечтами – о Великой Мессии, о возможности куда-нибудь уплыть-уехать-и-пошло-оно-все-на-х*й, о прекрасном принце, даже если его заменяет местная деревенская рок-звезда.
В одном из лучших фильмов Люка Бессонна о взрослении («Леон»), очень достоверно отражающем мечту каждого подростка – найти друга, который будет мочить за тебя обидчиков, есть такой диалог – «Жизнь всегда такое дерьмо или только в детстве? – Всегда». Подросткам, с одной стороны легче, потому что они об этом не знают. Подросткам трудней, потому что они уже начинают догадываться и терять иллюзии, внося поправки в свою картину мира. И принцы остаются чудовищами, и гадкие утята так и остаются навсегда лягушками, не превратившись в лебедей. И никакой ни Бэтмен, ни Супермен, ни даже соседский киллер не будет тебя спасать, восстанавливая справедливость и наказывая плохих людей. Да и ты сам в общем то не только не особенный человек, но и нельзя сказать, чтобы сильно хороший – а откуда другим взяться на планете большой нелюбви? Сложносочиненный конфликт не торопится разрешаться, Дон идет от точке к точке – равнодушные родители, дебиловатый одноклассник, чье будущее, судя по показанному, на нарах, американская школа с жесткой иерархией и репрессивной машиной. Репрессируют, заметьте, не учителя, учителям то плевать – они там явно ради зарплаты работают, сама по себе система заточена на конкуренцию и подавление.
Какой же в этом смысл, в чем мораль сей басни? Автор дай ответ! А никакого ответа там нет – как и в жизни вам его никто не даст. Будни повседневного ада, где нет места не только чудесам, но и катарсису – оставьте это для древних греков. О том, что уже за кадром Дон покончит с собой, что часто случается с людьми ее психотипа, можно узнать из скупого объяснения в другом фильме Солондза под названием «Перевертыши».
Кинопоиск
Был раньше такой жанр «роман воспитания», изображавший какую-либо судьбу в динамике позитивных или негативных изменений. Разумеется, это давняя традиция, корни которой уходят в эпоху Просвещения, когда считалось, что литература должна иметь воспитательный характер – делай так, не делай так. Но, как говорил мизантроп Шопенгауэр, проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно. Сейчас жанр непопулярен, видать – исчезла то соответствующая культура. Фильмы Солондза, представляющие отдельную судьбу не линией, а замкнутым кругом отчаяния, от которого в 19 веке было прилично кончаться от апоплексического удара, как раз об этом – «куда ни кинь, всюду клин». Параллельные линии сходятся разве что в воображении. Но отсутствие движения в провинциальной Америке заполняется мечтами – о Великой Мессии, о возможности куда-нибудь уплыть-уехать-и-пошло-оно-все-на-х*й, о прекрасном принце, даже если его заменяет местная деревенская рок-звезда.
В одном из лучших фильмов Люка Бессонна о взрослении («Леон»), очень достоверно отражающем мечту каждого подростка – найти друга, который будет мочить за тебя обидчиков, есть такой диалог – «Жизнь всегда такое дерьмо или только в детстве? – Всегда». Подросткам, с одной стороны легче, потому что они об этом не знают. Подросткам трудней, потому что они уже начинают догадываться и терять иллюзии, внося поправки в свою картину мира. И принцы остаются чудовищами, и гадкие утята так и остаются навсегда лягушками, не превратившись в лебедей. И никакой ни Бэтмен, ни Супермен, ни даже соседский киллер не будет тебя спасать, восстанавливая справедливость и наказывая плохих людей. Да и ты сам в общем то не только не особенный человек, но и нельзя сказать, чтобы сильно хороший – а откуда другим взяться на планете большой нелюбви? Сложносочиненный конфликт не торопится разрешаться, Дон идет от точке к точке – равнодушные родители, дебиловатый одноклассник, чье будущее, судя по показанному, на нарах, американская школа с жесткой иерархией и репрессивной машиной. Репрессируют, заметьте, не учителя, учителям то плевать – они там явно ради зарплаты работают, сама по себе система заточена на конкуренцию и подавление.
Какой же в этом смысл, в чем мораль сей басни? Автор дай ответ! А никакого ответа там нет – как и в жизни вам его никто не даст. Будни повседневного ада, где нет места не только чудесам, но и катарсису – оставьте это для древних греков. О том, что уже за кадром Дон покончит с собой, что часто случается с людьми ее психотипа, можно узнать из скупого объяснения в другом фильме Солондза под названием «Перевертыши».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.