пятница, 17 августа 2018 г.

"1944" (2015)

Оригинал (отредактированный) взят у jack_kipling в 1944 (2015)

Кинопоиск

Самое сильное кино последнего времени о ВМВ снятое на постсоветском пространстве, совместного производства Эстонии и Финляндии с мизерным бюджетом всего в 2 миллиона евро. Замысел понятен по вступительным титрам, где, после слов о попеременной аннексии Эстонии СССР и Германией с 1940 по 1944 годы, сообщается о количестве эстонцев сражавшихся в Советской армии и подразделениях Рейха - 55 и 72 тысячи человек соответственно.

Сама картина делится на две почти равные по хронометражу части, линейно связанные, что уже редкость при современном засилье флэшбеков и флэшфорвардов со всякими вывертами с пространством и временем. Каждая из них имеет свое конкретное начало и конец, преобразуясь в итоге в кажественно другое повествование.

Итак, в начале мы увидим жизнь и боевую деятельность отделения эстонских ваффен-эсэсманов с июля по сентябрь 1944 года. По духу очень смахивает на немецкие "Сталинград" и "Наши матери, наши отцы", лишь с большей балтийской уравновешенностью, которую часто путают с заторможенностью.
Ремарковщина как она есть - молодые парни не старше 25-ти, кто по призыву, кто-то добровольно, подтрунивание над салагами, над собой, над наградными фотками фюрера с автографом. У одного хранится отцовский "георгий" за ПМВ в составе царской армии, у другого коммунисты семью отправили на курорты Сибири незадолго до войны. Разговоры о эстонцах по ту сторону фронта, которые ушли в сорок первом с Красной армией и теперь с ней же вернутся. Актеры играют хорошо, эффект сопереживания наступает уже с десятой минуты, причем безо всяких дешевых эффектов - браво режиссеру и сценаристу.

Отмахавшись от первого наступления русских и в утренней контратаке выбив их из траншеев соседей, парни получают в качестве награды появление чиновника из отдела пропаганды с радостной вестью, что эстонцев старшие братья таки признали арийцами, а посему они теперь могут свободно умирать как часть общеевропейской цивилизации. Это особой радости им не доставляет, как и последущее решение об отступлении всей дивизии в Германию, для выравнивания фронта. Помыкавшись по дорогам с беженцами и попав под бомбежку, ваффен-эсэсманы решают, что пропади пропадом ваш рейх, лучше умереть на родине. Посему у дороги отрываются траншеи и готовится последний бой с красными ордами, под непристойную песенку о молодых эстонках стелящихся под немцами в то время как их парни умирают на фронте. Также под шуточки и летящие кубометры земли озвучивается любимый реконструкторами анекдот о "леснике который всех наконец выгнал" и старая шутка о немецкой писательнице "Эрихе Марии Ремарк".

Момент истины наступает в во время засады на колонну советских войск. Несмотря на внезапность, красноармейцы под прикрытием брони обходят и практически сминают эсэсманов, но услышав их команды об отступлении неожиданно прекращают огонь и тоже кричат в ответ по-эстонски. Обалдевшие "немцы" и "русские" встают из укрытий и с недоумением и грустью смотрят друг на друга, мол как же вы так-то до этого дошли. Остатки "немцев" молча уходят, "Русские", точнее солдаты 8-го эстонского стрелкового корпуса, остаются и хоронят всех в одной братской могиле. Земляки же.

Тут и начинается вторая часть фильма в которой мы уже будем находится среди победивших в последней схватке советских солдат. За те же десять минут мы привыкаем и начинаем сопереживать уже им. Людские характеры, простые радости и горести, но уже одетые в гимнастерки и ватники. С каждой минутой становится все яснее их схожесть с ребятами из первой части. Типажи очень схожи, только здешний очкарик является евреем, чья семья осталась в Таллине и погибла, а вместо датского пулеметчика из "Норланда" мы видим сибирского стрелка Прохора, у которого из эстонского только бабушка (видимо оказался в корпусе также как и первые "поляки" в армии Берзинга). Грань окончательно стирается когда к ним в качестве пополнения попадают парочка бывших противников, дезертировавших после того боя и заметенных советской мобилизацией. Они также спокойно вливаются в новый коллектив и воюют уже против немцев. Освобождается Таллин и готовится высадка на Моонзундский архипелаг, в перерыве между ними советский сержант Юре Йоги доставляет письмо убитого им протагониста из первой части по адресу и мы видим фактически экранизацию песни "Случайный вальс" ("Ночь коротка, спят облака.").

Финал фильма получился действительно светлым, по сути для создателей приход советской власти в Эстонию не представляется больше апокалипсисом длившимся почти полвека. В этом смысле символична последняя сцена в уплотненном доме где встречаются Прохор и Айно.

Неплохо поставлены бои, особенно учитывая с каким бюджетом приходилось это делать. В достатке атакующих тридцать четверок и пехотного вооружения с гранатами с обеих сторон, массовка конечно победнее. Вообще бюджетность заметна только по ряду взрывов и сцене штурмовки Ил-2 отступающей колонны.

Особенная удачно показаны бои в траншеях с использованием гранат, взрывчатки для подрыва блиндажей, автоматов (обе стороны предпочитают ППШ с обоими вариантами магазинов).Последние бой на острове Саарема где среди лесных троп и минных полей приходится наступать в узкой колее вместе с танками, а затем выкуривать немцев из блиндажей, снят почти безупречно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.