суббота, 25 августа 2018 г.

"Амадей" (1984)

Оригинал взят у ujeslesar в Амадей (Amadeus, Милош Форман, 1984)

Кинопоиск


Лучший фильм Милоша Формана, сделавший до этого неплохому, но отнюдь не гениальному чешскому режиссеру имя на века ("Бал пожарных" очарователен и ироничен, но по сумме составляющих "Амадею" сильно уступает).

Гимн таланту и нонконформизму. История серости и умения тонко строить отношения. Сага о прижизненной бедности и посмертной славе.

Каким должен быть истинный талант? - спрашивает у нас режиссер. Нужен ли гению здравый смысл, хорошо подвешенный язык и гибкий позвоночник? Судя по финальным кадрам картины - нет.

Удел настоящего гения - неотапливаемые квартирки в дешевых кварталах, много абсента на пустой желудок и похороны за казенный счет.


На мой скромный взгляд, Мюррей Абрахам Тома Халса как актер актера разгромно переиграл. Для Халса роль Моцарта оказалась единственной актерской удачей, по-моему. Ни в роли киномеханика Сталина, нигде еще он больше так не блеснул.

Если верить Абрахаму и Форману (пусть специалисты и твердят, что весь фильм с исторической точки зрения полная ахинея, как, впрочем и пушкинская версия), а я им по ходу фильма верю, то Сальери - искренний поклонник Моцарта и единственный в окружении гения, кто действительно видел масштабы его таланта.

Сам Вольфганг Амадей, если верить Форману, полное дерьмо как человек и при этом успешный автор рингтонов для смартфонов.


Отдельно хочу отметить музыкальное сопровождение фильма и первоклассную игру персонажа третьего плана - императора Иосифа II в исполнении Джеффри Джонса. Воистину, он прекрасен, а почти все его реплики навсегда вошли в мой вокабуляр. Чего стоит одно только его многозначительное "слишком много нот...".

В общем и целом это один из лучших фильмов о творчестве и таланте.

8 комментариев:

  1. Мне этот фильм тоже нравится, но все же "лучшим у Формана" я бы его не назвала, как и не назвала бы самого режиссера "неплохим, но отнюдь не гениальным" :) Не знаю, видел ли автор рецензии еще какие-то его фильмы, кроме в ней упомянутых?

    Я сожалею, что Халсу не дали награды за эту роль - на мой взгляд, он сыграл здесь отлично, и его Моцарт вовсе не кажется мне "полным дерьмом как человек". Более того, мне кажется, задача у Халса была сложнее той, что у Абрахама - который, конечно, вполне заслуженно получил свою статуэтку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже сразу пришел на ум "Полет над гнездом кукушки". По каким-то неведомым причинам автор об этом фильме не вспоминает. А вот ранние фильмы Формана я до сих пор не посмотрел. В любом случае, выглядит странно, когда обычный человек, который сам себя таким считает, судя по его записям в ЖЖ, присваивает или лишает художника звания "гений".

      Удалить
    2. Я думаю, Сольери классово ближе тем, кто решал, кого наградить.

      Удалить
    3. Возможно, сыграло роль и то, что злодея, как правило, играть легче, чем героя, к тому же этот герой был задуман и осуществлен заведомо не слишком героическим - и, может быть, ценителям его музыки это не понравилось?

      Удалить
    4. Хочу привести довольно пространную цитату моего любимого Хайдеггера, которая исчерпывающе описывает замысел Формана:
      «История Аристотеля гласит: "Рассказывают о слове Гераклита, которое он сказал чужеземцам, желавшим встретиться с ним. Придя, они увидели его греющимся у духовки. Они остановились в растерянности, и прежде всего потому, что он их, колеблющихся, еще и подбадривал, веля им войти со словами: «Здесь ведь тоже присутствуют боги!»"

      Рассказ говорит сам за себя, но кое-что в нем стоило бы подчеркнуть.

      Толпа чужеземных посетителей, с любопытствующей назойливостью желющих видеть мыслителя, при первом взгляде на его жилище разочарована и растеряна. Она ожидала застать мыслителя в обстоятельствах, несущих на себе в противоположность обыденной незадачливости человеческой жизни черты исключительности, незаурядности и потому волнующей остроты. Толпа надеется благодаря посещению мыслителя набраться известий, которые - хотя бы на некоторое время - дадут материю для занимательной болтовни. Чужеземцы, желающие его посетить, думают увидеть его, возможно, как раз в тот самый момент, когда он мыслит, погруженный в глубокоумие. Посетители хотят "ощутить и пережить" это не для того, чтобы, скажем, самим заразиться мыслью, а просто для того, чтобы иметь возможность говорить, что они видели и слышали такого-то, о ком люди опять же всего лишь говорят, что он мыслитель.

      Вместо этого любопытствующие находят Гераклита у печи. Это совершенно обыденное и неприглядное место. Вообще говоря, здесь пекут хлеб. Но Гераклит занят у очага даже не выпечкой хлеба. Он здесь находится только для того, чтобы согреться. Так в этом и без того уже обыденном месте он выдает всю скудность своей жизни. Вид продрогшего мыслителя являет собой мало что интересного. И любопытствующие тоже сразу теряют от этого разочаровывающего вида охоту подходить ближе. Что им тут делать? Обыденное и незаманчивое обстоятельство, что кто-то продрог и стоит у плиты, каждый может сколько угодно наблюдать у себя дома. Зачем для этого надо было отыскивать мыслителя? Посетители собираются уходить обратно. Гераклит читает на их любопытствующих лицах разочарование. Он замечает, что для толпы уже одного отсутствия ожидавшейся сенсации достаточно, чтобы заставить только что прибывших сразу же повернуть обратно. Поэтому он заговаривает, чтобы их подбодрить. Он, собственно, приглашает их все-таки войти словами: "боги присутствуют и здесь тоже".»

      "Письмо о гуманизме"

      Задачей Формана было показать Моцарта человеком, менее всего достойным быть причисленным к великим композиторам в традиционном понимании этого звания. Он, в каком-то смысле, издевался над членами Киноакадемии, напрямую намекая на то, что они с Сольери одного поля ягода.

      Удалить
  2. "ранние фильмы Формана я до сих пор не посмотрел"

    Вот и я тоже почему-то не решаюсь, хотя знаю, что они тоже хорошие.

    "присваивает или лишает художника звания"

    Да нет, на право "рядового зрителя" судить художника я не покушаюсь, но вот с этим конкретным суждением я не согласна. На мой взгляд, Форман - замечательный режиссер, и мне трудно выбрать у него один лучший фильм - они все у него (я, кажется, видела все его американские) достаточно хорошие, и каждый по-своему интересен.

    ОтветитьУдалить
  3. Судя по тому, что он пишет в автобиографии, Формана все же больше интересовал именно Сальери, так что с этой точки зрения Киноакадемия поняла его правильно:

    "Когда поднялся занавес, моему изумлению не было предела. В этой пьесе могла идти речь о любых двух людях, связанных общим призванием и разделенных несправедливостью высшего дара. Я смотрел на Сальери, короля посредственности, бившегося в тисках чувств, которые он питал к гению. Трактовка образа Сальери как жертвы зависти и восхищения, благоговения и предательства, предложенная Шеффером, потрясла меня. Дивная музыка Моцарта была просто бесплатным приложением к захватывающей истории. Когда опустился занавес, я уже знал, что хочу снять фильм по этой пьесе."

    ОтветитьУдалить
  4. Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.