Оригинал взят у noname_rambler в Географ глобус пропил, протоплазма, не-протоплазма
Кинопоиск
... а хороший фильм, сильный как по впечатлению, так и по качеству работы. Впрочем о последнем судить не мне конечно, ограничусь впечатлениями. Повторюсь – они сильные и ... может быть, кому-то из просмотревших фильм, а тем паче – заглянувших в пару-тройку рецензий и не посмотревших по этой причине, это покажется неожиданным – позитивные.
Такой анти-Звягинцев (по моим сугубо личным впечатлениям, оговорюсь ещё раз). Если у Звягинцева действительно чернуха, "распивочно и навынос" (больше на вынос – для внешнего употребения), зацепиться не за что – во всех четырёх фильмах, что видел, последний смотреть как-то не тянет... то у Велединского ... Велединский подаёт зрителю руку, крепкую мужскую руку. Вот примерно как здесь, в самом финале фильма.
Кино у Велединского – мужское, настоящее мужское кино, сугубо мужское, я бы сказал. А вот у Звягинцева – нет, и не женское конечно же... на этой ноте со Звягинцевым мы пожалуй и закончим. И о фильме Велединского много говорить не будем – его смотреть нужно. Если картина впустит в себя, к заложенным в ней смыслам, которые ведь довольно просты – их просто почувствовать нужно сначала, войти в пространство картины.
Единственно что хотел бы добавить (я вообще-то хотел с этого начать, да и ограничиться на этом) – две аллюзии и одна ссылка.
Сначала ссылка.
Сразу скажу, с лейтмотивом статьи Дмитрия Быкова я категорически не согласен, Велединский – вот в кадре, что я выше привёл, опровергает начисто такие выводы педагога и писателя Быкова, как:
В 2013 году все еще страшнее, куда страшнее, чем двадцать лет назад, когда Иванов задумывал «Географа»: нам противостоят уже не хищники, а протоплазма. Она тотально равнодушна. Ей ничего не хочется. Ее не проймешь обвинительными монологами. И даже когда Служкин пинками выпихивает из класса злодея Градусова, заткнув ему нос обоссанной им же тряпкой, — до Градусова и его команды так ничего и не доходит.
... потому что в этих кадрах как раз – "злодей Градусов", и то, что произошло между ним и героем Хабенского – наверное основная сюжетная линия фильма – если смотреть по-мужски, как, повторюсь, смотрит – на жизнь – Велединский. Не страшась и не пугая зрителя. Другая линия – то что произошло / не произошло у героя Хабенского вот с той девочкой на заднем плане – здесь, кстати, завязка другой жизненной драмы, выходящей за сюжетное пространство фильма, это наверное самая пронзительная нота, которая возникает при внимательном просмотре фильма... – что там надроченные страхи Димы Быкова (и Андрея Звягинцева) перед "протоплазмой". Но здесь нужно другой пост писать – я не буду...
У Быкова меня привлекла ассоциация с фильмом Ростоцкого – ну да, конечно же, но не только. Мне вспомнились и фильмы Динары Асановой с Валерием Приёмыховым (кстати – типаж то у главного героя в исполнении Хабенского – не оттуда ли?) и Розыгрыш.
Протоплазма?
Вообще-то это дети – наши дети. Думаете они сильно изменились за двадцать-тридцать лет от фильмов Ростоцкого и Асановой до написания книги Иванова и за тридцать-сорок лет до выхода картины Велединского?
Это невозможно... Они такие же как и мы тогда, в семидесятые, несмотря на все их нынешние "айфоны", ну – почти такие... – просто надо вспомнить, какие мы ... нет, не "были" – какие мы есть. И тогда они протянут нам руку...
Да, а вторая аллюзия возникает от того места, которое наверно поражает всех более-менее интеллектуалов при просмотре картины – когда герой Хабенского рассуждает о святости в своём своеобразном понимании (перед не очень желательным ему перепихоном).
Это мой любимый, но, увы – неснятый, фильм Тарковского. Тарковский хотел снять фильм про святого, святого Антония, что бы из этого получилось – Бог знает, но вот фрагмент из ненаписанного сценария, что он оставил в своём дневнике, в январе 1986-го, уже безнадёжно больной...
Св. Антоний: Разговор св. Антония с женщиной (В. Н.) через речку. Тихая,медленная и глубокая вода. Она начинает говорить громко (расстояние),затем вторит ему — тихо. Голоса далеко раздаются по воде. Хочет ребенка от него. Он объясняет невозможность. Она — необходимость. Идея заселить землю людьми, рожденными от святых. Он смеется. Пытается разглядеть ее лицо. Но далеко, плохо видно. Св. Антоний: Финал. Сон св. Антония с приходом В. Н. Любовь, рассвет. Св. Антоний плачет.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало ноября.
Кинопоиск
... а хороший фильм, сильный как по впечатлению, так и по качеству работы. Впрочем о последнем судить не мне конечно, ограничусь впечатлениями. Повторюсь – они сильные и ... может быть, кому-то из просмотревших фильм, а тем паче – заглянувших в пару-тройку рецензий и не посмотревших по этой причине, это покажется неожиданным – позитивные.
Такой анти-Звягинцев (по моим сугубо личным впечатлениям, оговорюсь ещё раз). Если у Звягинцева действительно чернуха, "распивочно и навынос" (больше на вынос – для внешнего употребения), зацепиться не за что – во всех четырёх фильмах, что видел, последний смотреть как-то не тянет... то у Велединского ... Велединский подаёт зрителю руку, крепкую мужскую руку. Вот примерно как здесь, в самом финале фильма.
Кино у Велединского – мужское, настоящее мужское кино, сугубо мужское, я бы сказал. А вот у Звягинцева – нет, и не женское конечно же... на этой ноте со Звягинцевым мы пожалуй и закончим. И о фильме Велединского много говорить не будем – его смотреть нужно. Если картина впустит в себя, к заложенным в ней смыслам, которые ведь довольно просты – их просто почувствовать нужно сначала, войти в пространство картины.
Единственно что хотел бы добавить (я вообще-то хотел с этого начать, да и ограничиться на этом) – две аллюзии и одна ссылка.
Сначала ссылка.
Сразу скажу, с лейтмотивом статьи Дмитрия Быкова я категорически не согласен, Велединский – вот в кадре, что я выше привёл, опровергает начисто такие выводы педагога и писателя Быкова, как:
В 2013 году все еще страшнее, куда страшнее, чем двадцать лет назад, когда Иванов задумывал «Географа»: нам противостоят уже не хищники, а протоплазма. Она тотально равнодушна. Ей ничего не хочется. Ее не проймешь обвинительными монологами. И даже когда Служкин пинками выпихивает из класса злодея Градусова, заткнув ему нос обоссанной им же тряпкой, — до Градусова и его команды так ничего и не доходит.
... потому что в этих кадрах как раз – "злодей Градусов", и то, что произошло между ним и героем Хабенского – наверное основная сюжетная линия фильма – если смотреть по-мужски, как, повторюсь, смотрит – на жизнь – Велединский. Не страшась и не пугая зрителя. Другая линия – то что произошло / не произошло у героя Хабенского вот с той девочкой на заднем плане – здесь, кстати, завязка другой жизненной драмы, выходящей за сюжетное пространство фильма, это наверное самая пронзительная нота, которая возникает при внимательном просмотре фильма... – что там надроченные страхи Димы Быкова (и Андрея Звягинцева) перед "протоплазмой". Но здесь нужно другой пост писать – я не буду...
У Быкова меня привлекла ассоциация с фильмом Ростоцкого – ну да, конечно же, но не только. Мне вспомнились и фильмы Динары Асановой с Валерием Приёмыховым (кстати – типаж то у главного героя в исполнении Хабенского – не оттуда ли?) и Розыгрыш.
Протоплазма?
Вообще-то это дети – наши дети. Думаете они сильно изменились за двадцать-тридцать лет от фильмов Ростоцкого и Асановой до написания книги Иванова и за тридцать-сорок лет до выхода картины Велединского?
Это невозможно... Они такие же как и мы тогда, в семидесятые, несмотря на все их нынешние "айфоны", ну – почти такие... – просто надо вспомнить, какие мы ... нет, не "были" – какие мы есть. И тогда они протянут нам руку...
Да, а вторая аллюзия возникает от того места, которое наверно поражает всех более-менее интеллектуалов при просмотре картины – когда герой Хабенского рассуждает о святости в своём своеобразном понимании (перед не очень желательным ему перепихоном).
Это мой любимый, но, увы – неснятый, фильм Тарковского. Тарковский хотел снять фильм про святого, святого Антония, что бы из этого получилось – Бог знает, но вот фрагмент из ненаписанного сценария, что он оставил в своём дневнике, в январе 1986-го, уже безнадёжно больной...
Св. Антоний: Разговор св. Антония с женщиной (В. Н.) через речку. Тихая,медленная и глубокая вода. Она начинает говорить громко (расстояние),затем вторит ему — тихо. Голоса далеко раздаются по воде. Хочет ребенка от него. Он объясняет невозможность. Она — необходимость. Идея заселить землю людьми, рожденными от святых. Он смеется. Пытается разглядеть ее лицо. Но далеко, плохо видно. Св. Антоний: Финал. Сон св. Антония с приходом В. Н. Любовь, рассвет. Св. Антоний плачет.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало ноября.
По поводу протоплазмы. Во-первых, цитата из Исповеди Блаженного Августина:
ОтветитьУдалить"Я решил отправиться в Рим не потому, что друзья, убеждавшие меня, обещали мне больший заработок и более видное место, хотя и то и другое меня тогда привлекало; главной же и почти единственной причиной были рассказы о том, что учащаяся молодежь ведет себя в Риме спокойнее, что их сдерживает строгая и определенная дисциплина, и они не смеют дерзко и беспорядочно врываться в помещение к чужому учителю: доступ к нему в школу открыт вообще только с его разрешения. В Карфагене же, наоборот, среди учащихся царит распущенность мерзкая, не знающая удержу. Они бесстыдно вламываются в школу и, словно обезумев, нарушают порядок, заведенный учителем для пользы учения. С удивительной тупостью наносят они тысячу обид, за которые следовало бы по закону наказывать; но обычай берет их под свое покровительство. Они тем более жалки, что совершают, как нечто дозволенное, поступки, которые никогда не будут дозволены по вечному закону Твоему; они считают себя в полной безнаказанности, но их наказывает слепота к собственному поведению; они потерпят несравненно худшее, чем то, что делают. Учась, я не хотел принадлежать к этой толпе; став учителем, вынужден был терпеть ее около себя. Поэтому мне и хотелось отправиться туда, где, по рассказам всех осведомленных людей, ничего подобного не было".
Ну, Дмитрий Быков, при всём к нему уважении, всё-таки не Августин Аврелий...
УдалитьРазумеется, можно уехать в Рим (или даже в Медиолан), но ведь, как показал ход истории, от "протоплазмы" и в Риме не отгородиться.
Во-вторых, ошибочно считать, что они - это мы, потому что и мы очень разные. Есть потомки тех, кого расстреливали и сажали в лагеря, а есть потомки тех, кто сажал и расстреливал. Да, гражданская война не закончилась. Потому что по-прежнему нет консенсуса ни по поводу событий столетней давности, ни по поводу Сталина. А насчет настоящих мужиков, так они прямые потомки мужиков крепостных. Главное их качество - крепчать под ударами судьбы. Терпилы, короче говоря.
ОтветитьУдалитьНу Вы блин даёте...
УдалитьСлов у меня нет.
Знаете... у меня к Вам просьба. она Вам может показаться неожиданной – не берите мои "рецензии".
И, если можно – снимите то, что взяли.
Постоянно в сообществе публикуются только рецензии участников. Вы можете выйти из сообщества в ЖЖ и больше Ваши рецензии здесь не появятся. Так уже сделали пару участников. Но удалить уже опубликованные рецензии я, к сожалению, не могу.
УдалитьЕще хотел добавить пару слов. Я публикую в сообществе не только рецензии авторов, с чьим мнением я согласен. Но у меня также есть право высказать свое мнение в комментариях. Вы уже третий человек, который мне в этом праве отказывает.
УдалитьВот ссылка на рецензию участника, после моих комментариев к которой он покинул сообщество.
Удалитьсам фильм комментировать мне сложно. Нормальная "черная" комедия. Если бы я не знал кто режиссер решил бы что снимал Д. Месхиев. Стиль его "Механической сюиты" как мне кажется.
ОтветитьУдалитьВ книге время действия середина 90-х. Учитель не нашедший работы по специальности выпускник ВУЗа лет 25 ему. Ученики вопринимают его как "пацана". отсюда конфликт.
В фильме перенесли действие в наши дни. Герою 40. Он бывший библиотекарь.
А дальше Пермь и спуск по тамошней реке.
(блин вот я кино и прокомментикровал
просто я когда смотрел вспомнил свои старшие классы. У нас был учитель истории. Вел у меня 10-11 классы. Сам он бывший инженер стройтреста из Баку. Когда Азербайджан стал независимым он уехал и обрахзованнейший человек поселился у нас в маленьком городке. Жил (и живет наверное) в старом таком доме где лет 100 назад было 2 этажа (так купцы строили первый этаж лавка, второй жить) за сто лет первый этаж по окна ушел в землю, окна заложили и этаж стал погребом. И вот так он живет. Картошку сажает как селянин :)
ОтветитьУдалитьА нам он втюхивал и Маркса-Энгельса, и Вебера-Сорокина, и "новых левых", и Тарковского с Феллини.
Любимая тема его была эллинизм. Но сейчас понимаю что подавал он эллинизм не очень хорошо