понедельник, 6 ноября 2017 г.

"Повелитель бури" (2008)

Оригинал взят у kozhevnikov_r в Повелитель бури (Hurt locker)

Кинопоиск

Гражданин Войны

- Добро пожаловать в роту Браво и в наш лагерь "Победа".
- ?"Победа", я думал это "Свобода".
- Название изменили неделю назад, по-моему, звучит лучше.

Название "Hurt Locker" на сленге американских саперов означает мифологический "сундук боли", в который попадают саперы, подорвавшиеся на мине, по аналогии с «сундуком Дейви Джонса» у моряков. Это написано в Википедии. Или, добавлю от себя, известный нам пример - Вальхалла у викингов. А при словосочетании «Повелитель бури», которое, конечно же, обыгрывает операцию «Буря в пустыне», сразу вырисовывается эдакий образ пентагоновского ястреба разжигателя войны. То есть, локализаторы, как это очень часто с нашими и бывает, попали мимо цели. Если Бигелоу сняла кино в первую очередь про внутренние, интимные переживания человека, ищущего место в этом мире, то наш перевод разрушает всю эту тонкость и у него получается кино-агитка про зарвавшуюся американскую военщину, в очередной раз напоминая анекдот про то, что бы мы не делали, а из всего у нас получается только оружие. Поэтому я не принимаю горе-перевод от русификаторов, потому в статье фильм буду называть "Сундук боли".

Он, кстати, в кино незримо присутствует постоянно. Например, в начале когда солдат-негр прощаясь с погибшим товарищем стоит над его пустым гробом, в окружении, кстати, и гробов прочих. Картинка предельной ясности и аллегории: вот есть мир материальный - пустой гроб, а есть мир нематериальный, в частности - "сундук боли", куда и отправилась душа умершего. И, конечно же, он печалиться не о чём-то вещественном в морге. Вальхалла, "сундук боли" или попросту Война, как некий незримый слой общечеловеческой жизни, который всегда, больше или меньше, с нами, как ощущение границы, как горизонт, который существует, независимо от того смотришь ты на него или нет.

"Сундук боли" - фильм простой, но не попсовый; ровный, без пиков, но не затянутый; не заумный, но ощущенческий; не шедевр, но творение, в чём-то выразившее своё время. Не обошедшийся и без ляпов, как то стрельба снайпера с засвеченной позиции, разминирование оптовым вырыванием проводов. И если какую знаменательность по случаю Оскара-10 ради шутки у него и надо разглядеть, то я разглядел в нём смену настроения. Вот каково было настроение пред этим? Балаганный "Миллионер из трущоб", главный Оскар-09, обрисовывал богатство каждому к 18 годам выбравшему модель западного образа жизни, главный претендент на Оскар-10 "Аватар" (в друиды из морпехов) пошёл ещё дальше и уже представлял отрендеренные коммунизм и всеобщее братство всем и сейчас, достаточно убежать из этого мира. Подростковая, в общем-то здоровая, нарошная асоциальность героев характерная для Кэмерона - одиночка-Рипли из "Чужих", пациент психбольницы Сара Коннор из "Терминатора", - сменилась в "Аватаре" на избалованную детскую капризность. Хочу! Хочу! Хочу! Я! Я! Я! На протяжении всего фильма Джейк Салли только и делает, что нарушает субординацию. Праздник непослушания ещё идёт, но, может, киноакадемики взяли на себя роль вперёдсмотрящих, выбрав "Сундук боли". Хотя, скорее всего, это не изменение тренда, а лишь коррекция его. Ну, да ладно, с Оскарами это всё была шутка. Зачем искать смысл там, где его подавно нет.

Но, меж тем, "Сундук боли" действительно отличается от "Аватара" взглядом на жизнь. Вот аватарный морпех влюбился в свою лупоглазку. А для сапёра из "Сундука боли" все чёрные на одно лицо и во второй половине фильма он не может уже распознать мальчика, с которым познакомился в первой части. Также как не может и выбрать коробку кукурузных хлопьев со стеллажа в супермаркете - для него они все одинаковы. И если и были у кого-то там воззрения по поводу того, что есть какие-то универсальные, для всех одинаковые ценности, то они оборачиваются миражом. Для прояснения моей сентенции про смену настроения кратко напомню историю с Ираком. 11 сентября 2001 взывало к решительному мщению, к тому же мир тогда во многом сочувствовал американцам, что способствовало у последних упрощённому взгляду на жизнь, и главное ощущению, что такие же взгляды разделяют и люди по всему миру. В частности, что свобода универсальное понятие. Позже, после свержения тирании Саддама выяснилось, что почему-то иракцы не оказались благодарными спасёнными, а начали партизанщину. Нет никаких универсальных ценностей, мир слишком разнообразен и не понимаем в принципе. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Настроение сменилось. Плевать с ней, со свободой, нам хватит и победы. Но понятно, что и её не будет. Все слова глупы, остаётся вечное: каждый должен делать своё дело и будь что будет. Вот и наш сапёр Джеймс скорее уже по инерции домучивается вопросами. Кого он спасает, если он даже не может их увидеть/различить? И что он вообще здесь, по такому случаю, делает? Несёт свободу, воюет за победу? Нет. Жизнь за пределами его работы чужда и непонятна. Диалог культур невозможен.

И тут появляется, нет, не смысл, но ощущение, любимая вещь в жизни. Работа! Как антивоенное кино "Сундук боли" не смотрится, потому что все отрицательные эмоции второстепенных персонажей провисают, заслоняются кайфом от работы персонажа главного. Перед нами производственное кино о том, какая это прелесть найти человеку своё дело на земле. Война вовсе не наркотик, как гласит эпиграф фильма, а полноценная жизнь для него, с радостями, огорчениями, с общением с новыми людьми или враждой, с азартом, с делом чести. Как, скажем, для героя Высоцкого из "Коротких встреч" его геология, землеизучение. Того героя, которого к тайге тянуло больше, чем к женщине. На первом плане не страдания и бессмысленность (что на самом деле хорошо отыгрывает "молодой" Элдридж, вот он то как раз не нашёл своего места на войне), а то редкое ощущение правильности, когда видишь человека занимающимся своим делом на своём месте. Хватит разглагольствовать о свободе да о дружбе народов, пора работать. Потому фильм и абсолютно провалился в прокате, его даже не показывали в кинотеатрах, а всё потому, что показывает человека на работе, взрослого человека. А кому он нафиг нужен, детям подавай наркотик под названием "пандора".

Кстати, как ни странно, а прошлые картины Камерона и "Сундук боли" в чём-то схожи. По сути это истории о том, как при пересечении двух миров создаётся третий. В "Терминаторе" Сара Коннор, глядя на игру сына с Т-800, говорит, что каким бы последний был хорошим отцом для сына. В "Аватаре" всё это взаимопроникновение убито на корню: один мир просто поглощает другой. В "Сундуке боли" там где сходятся Запад и Восток образуется независимое государство Война, которая, как известно из поговорки, для кого-то и мать родна. И ещё: сапёр Джеймс одинок. Но при этом, не понятно мучается ли он от этого или это ему по нраву, по характеру. По крайней мере, он замкнут от мира, он ходит по нему похожий на космонавта в своём спецкостюме. Каждый сам себе на уме, каждый человек на Луне. И центральная сцена в фильме - это как он после попойки в своей и так аскетической комнате ещё и дополнительно надевает на себя шлем, отрешаясь от мира в свой внутренний "Сундук боли".
 

3 комментария:

  1. Проблема не в том, что свободы не существует, а в том, что я назвал бы метафизической наивностью. Американцы защищают правильные и нужные вещи, но уже плохо помнят, в чем их суть и польза. Недавно похожий сюжет я видел в одной из серий оригинального "Звездного пути". Там одичавшие янки в далеком будущем повторяли заученные слова американской конституции, не понимания их смысл, также как в свое время прихожане католической церкви слушали мессы на латинском языке.

    ОтветитьУдалить
  2. старая такая тема. Печорин на Кавказе. Будь я режиссером непременно снял бы по мотивам "Героя нашего времени" фильм про американца в Афганистане.
    Сложный нелинейный мир. "Восток дело тонкое". Помогая одним людям становишься врагом других

    ОтветитьУдалить
  3. это называлось "цивилизаторская миссия белого человека".
    Типа европейцы все захватят и туземцы у них научатся как быть хорошими. А на деле наоборот солдаты начинают снимать скальпы с индейцев.
    Нинешния "экспорт демократии" абсолютное продолжение этой темы. Неоколониализм.
    Просто когда армия не набирается по призыву, для большинства населения война это только телекартинка, где "хорошие парни" гасят "плохих парней".

    ОтветитьУдалить