среда, 29 ноября 2017 г.

"Вавилон-Берлин" (2017)

Оригинал взят у ivangogh в (без темы), (без темы)

Кинопоиск

Пока вы тут смотрите своего "Троцкого", в Германии наступил апрель 1929 года. В Берлин из Советской России едет поезд с русскими шпионами, а сталинские палачи громят подпольную типографию IV интернационала прямо посреди немецкой столицы. Еще неразбомбленный город, где каждый первый - шпион, стоит как компьютерная картинка, и только станции метро сохраняют аутентичность начала XXI века.

На экраны ФРГ вышел самый дорогой немецкий сериал за всю историю. 8 серий "Вавилон Берлин" Тома Тыквера - поклонение Веймарской республике с блеском ее кабаре и нищетой порносалонов. Развесистая клюква про несчастных преданных троцкистов и злобных сталинистов дополняется кретиническим сюжетом, позаимствованным из культового "Человека в высоком замке" Филиппа Дика - все герои дружно ищут какой-то фильм. Но что нужно смотреть в этом балагане - именно что балаган, повседневная жизнь Берлина в декорациях современных Митте и Нойкельна и дикий отрыв в кабаре в конце первой серии. Последнее - лучшее, что здесь есть.

Да, разумеется продажная западногерманская пресса данную кинопродукцию в голос нахваливает. Ведущие колумнисты роняют скупую слезу о загубленном русскими революционерами мультикультурализме. Проклинают коммунистов, которые и привели Германию своей необузданной страстью к революции, щедро сдобренной зарубежным финансированием, к фашизму.

Я все думал, когда же в "Вавилон Берлин" появятся глюки дедушки? Ведь есть такой неизбежный немецкий жанр кино и литературы "...а потом пришол Гитрел". Причем виноваты в дедушке непонятно кто - и все и никто, или вообще мастурбация, как в фильме Ханеке "Белая лента". Смотришь такой на Берлин, голодные люди раскладывают телами узор из Бергмана, каждый первый шпион и троцкист и извращенец - и никак иначе, и в натуре начинаешь ждать дедушку.

Тыквер клялся и божился, что дедушки будут, и даже обещал 4 сезона. Там, где-то в конце, вы обязательно увидите, если, конечно, дождетесь. Эти веймарские дни будут вечными. На славу местным хипстерам, которые в Берлине скупают мебель 20-х, ходят только в тряпках 20-х, дальше ничего не будет, будут вот эти вечные 20-е.

Но нет. Вот я и дождался. Это Брайан Ферри в 2/2 распевающий какую-то занудную хрень посреди ночного города, где вот только на днях закончили первый лесби-фильм, в городе, где впервые возникает в кино город как главный его герой.

Берлин у Тыквера вроде как и есть главный герой - странное мельтешение бессмысленных фигур в кадре иначе чем декорации к декорациям понимать и нельзя - вот они сидят дома, а вот какая тут обстановка, а смотрите какой кофейник! а какие батареи! а вот кепочка, кепочка архивная, у вас такой нет! смотрите, мы реконструировали ларек! Но города нет, он пропал - вместо него нарисованные в фотошопе картинки. Он похож на модные ныне в Европе объемные картины на публичных площадях с изображением какой-нибудь пошлости вроде ям с акулами - чтобы развлекать обывателей. Город растворился в десятках собранных по берлинским барахолкам деталей, исчез как исчезает перспектива у близорукого, Берлин оказался весь как на ладони, буквально под носом, на подносе.

Даже у криптонациста Вендерса Берлин еще был городом-героем. У Тыквера так, объектом археологии.
 

2 комментария:

  1. Но города нет, он пропал - вместо него нарисованные в фотошопе картинки.

    Именно так я воспринимаю современные российские сериалы. Или автор перенес свои ощущения на немецкий сериал, или это общая болезнь. Хотя мне кажется, что западные сериалы начинают приобретать настоящую художественную значимость.

    ОтветитьУдалить
  2. Того довоенного Берлина действительно нет - тут уж ничего не попишешь: степень разрушения немецких городов от союзных бомбежек открылась мне только после посещения их.

    Я только что посмотрела этот сериал - до середины второго сезона. Ощущение жизни на пороховой бочке он передает хорошо. Чего я там совсем не увидела, так это галопирующей инфляции, хорошо нам известной по мемуарам наших соотечественников, в то время там живших. Но, может, к 29-му году, времени действия фильма, с ней уже справились? А атмосферой порносалонов нас не удивишь: мы ведь уже видели "Кабаре" Боба Фосса :)

    Поиски киноленты, о которых говорит рецензент, и мне показались непомерно раздутыми, но, может, там еще не все концы сведены с концами, и высший смысл этих поисков обнаружится дальше. К тому же этот поиск - не главная пружина сюжета: рецензент, может, еще не досмотрел до развития другой, гораздо более важной линии. В целом мне показалось достаточно интересно, но глубокого потрясения у меня этот фильм не вызвал.

    ОтветитьУдалить