понедельник, 13 ноября 2017 г.

"Конец детства" (2015)

Оригинал взят у f_l_o_e в Конец детства.
Кинопоиск


Мы или одиноки во Вселенной, или нет. Любая из этих мыслей пугает.
Артур Кларк.

А вот и редкое исключение в наши суровые времена. Интересная и увлекательная научная фантастика, которой нам так не хватало. Как фантастика, так обязательно бездумное мочилово. А тут крепкий, практически олдскульный сай-фай, экранизация одного из самых известных романов Артура Кларка. По счастью я читал его в далеком детстве, благодаря чему в полной мере смог получить удовольствие от кино. Правда хорошо. Не без шероховатостей, обусловленных бюджетностью фильма, из-за которых я всё-таки приспускаю рейтинг до одного пива, но тем не менее одна из лучших фантастических лент последнего времени.

По сути дела это даже не сериал, а три полнометражки объединенные общим сюжетом. Каждый из фильмов соответствует одной из частей романа Кларка: Земля и Сверхправители, Золотой век и Последнее поколение. Названия частей несколько изменились, но в целом, киноадаптация, использующая сюжет книги, достаточно близко к оригиналу по смыслу. Тут конечно нельзя пенять на "помотивность", произведение несколько специфичное, и на мой взгляд трудноэкранизируемое. Писалось совсем не под киноформат и представляет собой местами довольно тяжеловесное философское размышление. Поэтому, для того, чтобы снять что-то пригодное для приятного просмотра, подобные тексты необходимо изрядно переработать в сценарий. К тому же, роман написанный в годы холодной войны, отчасти потерял в сюжетной актуальности. СССР нет, глобального конфликта нет, мир совершенно иной, хотя сама история к нему применима всё в той же мере, что и много лет тому назад.

И фильм получился хороший. Чутка портит посредственная актерская игра, из-за скромного быджета и актеры были выбраны скромные, но в любом случае, вполне тянет на рейтинг в одно пиво. А главое его достоинство в том, что Конец детства выпадает из концепции легенды о Пришельце, я не раз уже рассказывал о ней. Так вот, конкретно это призведение, скорее является полной её противоположносностью. Ключевой миф отражает потребность человечества в том, чтобы ему объяснили, почему врага, пришельца, можно истребить и уничтожить. Ксенофобия здесь не абстрактная идея, а образ мышления, многие века позволявший племенам выживать, поскольку длительный период истории человечества, единственным путем для выживания было умение отбросить природный инстинкт к тому, чтобы не уничтожать себе подобных. Это заложено природой - не убивай себе подобных, поскольку это снижает шансы на выживание для вида. Человеку, ставшему разумным, пришлось перебарывать время от времени этот инстинкт. Но разум развивается дальше, и убивать пришельцев стало необязательно. В нынешних реалиях, с ними проще договариваться, поскольку война стала делом слишком дорогим. Только вот легенда о Пришельце, сыграла с человечеством злую шутку - она уже не нужна, но люди продолжают жить в этой устоявшейся парадигме. Конец детства разрывает её. Не окончательно конечно, а сугубо в пространстве отдельно взятой книги, но в ней Пришельцы представляют собой не врага, а неизбежный ход вселенской эволюции, в которой и у человечества есть своё место. Возможно оно может показаться отдельному человеку ужасным, но вместе с тем, для человества это взросление, и переход на иной уровень.

1 комментарий:

  1. Прекрасный образец того, как миф о неизбежности исторического развития приводит к истреблению целых народов. Заменить в фильме человечество на евреев, а Землю на Освенцим, и получиться очень логичное оправдание исторической необходимости истребления евреев в газовых камерах. Чем дальше, тем больше меня поражает людоедская философия людей, живших в XX веке. Артур Кларк явно страдал синдромом бремени белого человека.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.