среда, 22 ноября 2017 г.

"Грязь" (2013)

Оригинал взят у fenix_xx в Грязь \ Filth (2013).

Кинопоиск

На фильм по книге (и сценарию) Ирвина Уэлша я шёл без особых ожиданий (исключительно из-за лестных отзывов людей, которым я доверяю, и перевода Дмитрия Пучкова), поскольку "На игле", который вызвал восхищение у большой аудитории, меня не впечатлил. Здесь в первые минут 20 тоже были некоторые подозрения. Вселенная фильма, как и её главный герой, имеет весьма омерзительный вид. Остальные герои (за очень редким исключением) не отстают от полицейского Брюса Робертсона, хотя и смотрятся на его фоне более выигрышно.

Шутливая манера повествования, заставляющая зрителя смеяться над довольно грустными тенденциями нашего мира, так же была принята не сразу. По первым минутам вообще казалось, что по мнению создателей в этом мире ничего хорошего нет и быть не может. Настолько беспросветной казалось созданная здесь вселенная.

Подкупали только интересная манера съёмки и повествования (необычная для современного кино), отличный саундтрек, а так же великолепная актёрская игра. Джеймс МакЭвой вообще демонстрирует на экране нечто невообразимое, хочется встать с места и сразу требовать для него Оскар от Киноакадемии. Разумеется, свою лепту вносит и очень интересный персонаж со множеством граней. Переходы из мерзкого, грубого и жёсткого в образ страдающий и слабый, раздавленный тяжестью жизни, не оставят равнодушными никого. И этот живой отпечаток необычайности наложен на все образы, присутствующие в фильме. При этом в высочайшем качестве их исполнения актёры показывают удивительное единодушие.

Именно через образы фильм делает уверенное восхождение от простоватой жизненной трагикомедии, весьма неровной, к полноценной драме. Если в начале эмоции зрителя сводятся лишь к истерическому (учитывая манеру шуток) смеху и брезгливости, то далее фильм из собрания всех недостатков современного мира превращается в нечто намного более многогранное.

Авторы не перестают играть со зрителем и то, что в начале фильма провоцировало у большинства лишь мысли в духе "всё это юмористическая фантазия создателей, ничего такого в реальности быть не может", к середине, за счёт сопереживания героев и выверенной драмы центральных персонажей, становится отличной почвой для размышлений. Зритель морщится, скатывается в истерический смех, но всё-таки думает, погружается во вселенную главного героя, чувствует его боль, как свою.

Фильму удаётся удивительная вещь. Он, не занимаясь морализаторством, доносит до большой аудитории верные идеи и мысли лучше многих правильных и аккуратно причёсанных драм. Именно от того, что трагедия конкретного человека и трагедия мира предстаёт здесь во всей красе (а точнее во всём своём безобразии), без купюр и всякой политкорректности. Несмотря на отличные шутки (социалка и ирония, переходящая в глум, над толерантностью достойны отдельной похвалы), в фильме смешно лишь иногда, а в основном страшно и мерзко. Но именно в этой мерзости получается какая-то своеобразная изюминка. В одной из статей про фильм очень верно заметили: "Омерзительно до восхищения".

В фильме очень хорошо разобрана актуальная сегодня проблематика человека (и общества), катящегося с горы. Иногда есть вполне ощутимые проблески, будто человек, падая в пропасть, цепляется за какой-то куст, но за этим неизбежно следует новый срыв. Таковы, по мнению авторов фильма, правила игры, от которых они не отступаются даже в концовке, которая ставит жирную точку без лишнего оптимизма, хотя и с проблеском некоторой надежды. До этой точки весь фильм состоит из серии таких срывов, а потому повествование балансирует на грани безумия, фильм не рассказывает, а надрывно кричит.

Получилось так, что спорная во всех отношениях "Грязь" оказалась лучшим фильмом уходящего года, превзойдя своих конкурентов и в целом, и по отдельным параметрам. Актёрская игра, манера повествования и съёмки, трагическая и драматическая составляющая, развязка, юмор. Даже в такой несвойственной подобному фильму вещи, как мелодраматический мотив, фильм легко обгоняет слезливые повести о любви. Именно от того, что выходит из разряда вон, представляя любовную линию суровую и прагматичную (без лишних соплей), но при этом удивительно искреннюю, цепляющую, вызывающую яркое сопереживание. На линии столкновения цинизма и омерзительности главного героя с искренностью рождается нечто очень интересное, хотя до конца и необъяснимое, поскольку таящая под жаром подлинного чувства жёсткость (и даже жестокость) не сдаётся до конца, а борется (и отчасти побеждает) до финальных титров.

Так получилось, что создателям фильма в их необыкновенном эксперименте удалось самое главное - задеть прагматичного зрителя, которого давно невозможно пронять классическими любовными историями. Фильм, почти целиком состоящий из грязи, сильнее высвечивает тот самый свет в конце тоннеля. И, видя этот свет, который во тьме выглядит особенно ярко, вдруг понимаешь, что кино на самом деле не о мерзости, а о дружбе и любви. Просто на фоне грязи их ценность становится понятней. Герой с самой чёрной душой заставляет людей невольно тянутся к свету.

Резюмирую. В "Грязи", как и в жизни, сложно определить жанр. Хватает и трагедии, и комедии, и мерзости, и веры в лучшее. Фильм не для слабонервных. Лицам младше 18 лет и ранимым душам к просмотру не рекомендуется. Всем остальным смотреть обязательно (разумеется, рекомендую смотреть в оригинале или попасть на сеанс в переводе Дмитрия Пучкова). Даже если закрыть глаза на внутренние смыслы, всё равно остаётся высочайшее качество исполнения, яркий символизм и необычность фильма, которая уже делает его событием в мире кино.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.