Оригинал (отредактированный) взят у kino_sssr в Трусливый слабак или благородный герой, как считаете? ("Храни меня, мой талисман")
Фильм Романа Балаяна нельзя считать удачным - и дело тут вовсе не в том, нравится он или нет, а в том, что режиссёр не сумел ясно воплотить свой замысел. Но давайте вспомним - как это было в фильме.
Итак, Болдино, пушкинские места. Алексей Дмитриев (Олег Янковский), журналист, приезжает делать репортаж о праздновании в Болдино, о музее в целом. Приезжает вместе с женой Татьяной (Татьяна Друбич), которую любит и с которой, судя по всему, вступил в брак недавно. Пара влюбленно дурачится, нежные чувства, что называется, налицо, несмотря на разницу в возрасте.
Директор музея Дмитрий (Александр Збруев) - друг Алексея; у него супруги и останавливаются.
Всё действо происходит на фоне, так сказать, Пушкина - молодежный театр репетирует странную авангардистскую постановку по мотивам Пушкина, бабушки поют старинные песни и дикие частушки-новодел, тут и киносъемки, и журналисты, и важные гости - Козаков с Окуджавой, рассказывающие о своем восприятии поэта. Всё это снято в документальном стиле, но всего этого слишком много.
А вот во всем, что касается сюжетообразующей истории, - полное отсутствие необходимого.
Зритель не видит никаких сомнений Алексея по части всех его представлений о себе. Зритель видит идиотскую и надуманную ситуацию, в которой главный герой поддается на очень толстый троллинг (как бы сейчас это назвали) и совершает идиотские поступки.
Начинается всё невинно - к гуляющей чете подходит некий молодой человек по фамилии Климов (Александр Абдулов) и интересуется вопросом, касающимся Пушкина с Дантесом.
Перефразированно: мол, а с чего это Пушкин взбеленился, если и сам не чурался ухаживать за чужими женами? На что Дмитриев отвечает весьма пафосно. В наше время такие ответы высмеивают мемом "Вы не понимаете, это совсем другое".
Ну да, в представлении Алексея Пушкин - святой, а потому ему прощается всё. Знакомо, да?
Климов - местный циник, который не испытывает священного трепета и которому, судя по всему, пафосные граждане надоели хуже горькой редьки - и он таким способом развлекается: троллит высоколобых.
Правда, в этот раз шутка зашла слишком далеко. Журналист застает Климова с Татьяной. Нет, ничего ужасного он не видит - оба "застуканных" одеты, беспорядка в одежде нет, беспорядка в комнате и следов борьбы - тоже нет.
Однако Климов ведет себя глумливо, а у Татьяны такой вид, будто ей то ли стыдно, то ли она ужасно себя чувствует. И что же наш герой? Он пытается выяснить - что тут происходит? Нет. Он бьет Климова? Тоже нет. Или, может, он убегает в лес страдать? Да нет же! Он вызывает нахала на дуэль.
Вот здесь, видимо, собака и порылась - именно тут зритель должен понять, что Алексей пошел умирать. Потому что накануне в разговоре с Климовым он сообщил, что Пушкин, хоть и участвовал в дуэлях, но никого не убил. Соответственно, мы должны осознать, что журналист наш равняет себя не менее, как с Пушкиным. Вжился в роль, так сказать.
Ну а гнусный Климов - это, конечно, Дантес. И неважно, что ничего не произошло, важно, что нехороший человек попытался нанести оскорбление.
Далее еще интереснее. Мужчины идут на дуэль.
Однако ситуация переросла в абсолютный фарс: выдав Климову ружьё, Алексей приготовился умирать, однако недооценил своего соперника.
И в самом деле - почему Дмитриев решил, что Климов будет стрелять? С чего бы вдруг? Заигрался в Пушкина?
А Климов стрелять не стал. Вернул ружье высокомерному снобу, тем самым сразу опустив его с небес на землю. И что теперь делать Алексею? Стрелять? Но как же Пушкин, и все речи о благородстве? Тем более, что условный Дантес стрелять-то отказался, и выходит, что журналист - не настоящий Пушкин, а вроде как сам Дантес (тем более - мы не знаем кем является Климов, а ну-ка он будущий гений?).
Отказаться стрелять? Смешно - зачем тогда весь этот сыр-бор воротил?
Был бы Алексей чуть менее высокомерным и высоколобым, не имел бы зашкаливающее ЧСВ (чувство собственной важности), глядишь - ситуацию и можно было разрулить на юморе. Или ещё как. Но не может он так, и мы прекрасно понимаем, что в любой ситуации выглядеть он будет абсолютным дураком.
Труса он спраздновал ранее, когда решил играть в дворянина, а теперь вот празднует День Дурака.
Целился-целился Алексей, тёр глаза, тёр, да и... упал в обморок. Соперник, естественно, обалдел от такого поворота. Попытался привести горе-дуэлянта в чувство, не смог и ушел, растворился в небытие - как и не было его.
Нравственная дуэль, действительно, состоялась. И не в пользу журналиста-пушкиноведа Алексея Дмитриева она закончилась. Простой парень, которому надоели снобы, положил на обе лопатки высокомерного интеллиХента, дурака и труса, который только языком молоть и умеет.
Я вернусь к началу обзора - там я назвал фильм неудачным. Конечно, нет. Конечно, фильм неудачен только для режиссёра, который не смог воплотить свой замысел, но неожиданно для себя самого жёстко посмеялся над словоблудами и позерами.
Сценарий Ибрагимбекова, по которому снят фильм, кстати, умнее фильма. Но Балаян решил, что от сценария можно взять только пару фрагментов, изменив всё остальное. И получилась совсем другая история.
18 мая под рецензией "Рассказ неизвестного человека" (1981) я написал следующий комментарий:
ОтветитьУдалить"Мне эта рецензия больше рассказала об авторе, чем о повести Чехова или ее экранизации. Коннотация слова "моралист" в тексте почти ругательная, а "нравственный камертон" взят в кавычки. Зато циничный, ленивый, пустой герой Тараторкина может быть в то же время неплохим и не подлым."
Эта рецензия была написана 10 июня и похожа на ответ на мой комментарий. Я не был в России почти 20 лет, но вот по таким рецензиям у меня складывается впечатление, что обыкновенная порядочность там превратилась в объект презрения. И проблема уже даже не в том, что нормы морали соблюдаются только на словах. Потому что мораль высмеивается даже на словах.
Здесь можно было бы много чего написать, но ограничусь одной ремаркой. Для Шарикова профессор Преображенский и Борменталь были словоблудами и позерами.
А порядочность - в чем? Стащить ружье (чем подставить друга под уголовку), затеять фарс с дуэлью, напугать до смерти якобы любимую женщину, наврать всем с три короба...
УдалитьВысмеивается не мораль, а пустопорожний пафос, за которым пустота
Аналогия с Шариковым вообще не в тему )) Это сааавсем из другой оперы
Я об этом и пишу. Для вас нравственные муки - пустопорожний пафос. Похожим образом высмеивались страдания главного героя в "Формуле любви", являющейся экранизацией произведения Алексея Толстого, которому Мандельштам однажды влепил пощечину. Уверен, что для Алексея Толстого Мандельштам тоже был позером.
УдалитьКстати, именно на эту тему я написал статью "О русской литературе" еще в 2008 году.
ОтветитьУдалить