Оригинал (отредактированный) взят у marinaeratova в ТАКОЙ, КАК ВСЕ
Кинопоиск
Стоит ли быть «как все»? – спрашивают фильмы 60-х
Москва середины 60-х. Прошло двадцать лет, как кончилась война. Страна строит социализм - фабрики и заводы рапортуют о перевыполнении плана, партия и комсомол призывают к победам на стройках светлого будущего. Но в реальной жизни всё не так, как раздается с высоких трибун - каждый наедине со своими проблемами.
Попавший в милицию после драки в подворотне Виктор Чернышев - обычный советский парень. Отец погиб на фронте. После школы он пошел токарем на завод. Как сложится его судьба? Кем он станет? Многое зависит не только от времени и обстоятельств, но и от него самого.
Этот черно-белый фильм вышел на экраны в 1968 году почти случайно. Высокий комсомольский начальник посмотрел картину до середины, когда главный герой на поле боя бросается в атаку на фашистский танк, и уверенно сказал: «Наш парень!» Но парень оказался не тем, за кого принял его чиновник. В те годы такие картины благополучно ложились «на полку» и пылились там десятилетиями. Некоторым фильмам, правда, везло - несмотря на бдительный глаз киношного начальства, они, вопреки всему, появлялись на экране. В 1968 году ленту Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева» с Геннадием Корольковым в главной роли посмотрели 11 миллионов зрителей. Эту картину часто называли ответом на фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». В отличие от мечтателей и правдоискателей-«шестидесятников» начала 60-х, герои этого фильма особо ни к чему не стремятся.
Они подпирают стены во дворах, собираются в подворотнях и убивают время от скуки. Бегут от той лжи, что несется из репродукторов, телевизора, газет, на комсомольских и профсоюзных собраниях, где обсуждают провинившихся, решают, кто поедет «на картошку», кто примет участие в соревнованиях, кому идти на похороны… Дома их ждет та же скука и телевизор с репортажами об успехах советских тружеников. Зато во дворе их настоящая жизнь. Друзья Виктора не пьют, не воруют, работают и даже учатся.
Особых интересов, правда, у них нет, если только в киношку сходить да в кафе. На работе гонят план. Такое игровое кино - почти хроника середины шестидесятых. Все кадры, игра актеров, диалоги, натурные съемки, интерьеры - свидетельство безвременья. «Что вы от меня все хотите? – огрызается Виктор на поучения Петра (Валерий Беляков). - Что я ворую, пью? Не работаю? Ну чем я хуже других? Чем?» Действительно, он такой же, как все - не хуже и не лучше других послевоенного поколения безотцовщины. Они живут, словно в заторможенном мире - думать не надо, за них уже всё придумали, остается исполнять - по приказу, принудиловке, не задумываясь, зачем, почему и для чего? Жизнь без идеалов становится бессмысленной. На все упреки окружающих Виктор отвечает, что он «как все» - не хуже и не лучше других, поэтому - какой с него спрос?
Однако в блистательном исполнении Геннадия Королькова, особенно в последних кадрах картины, его герой задумывается: стоит ли быть таким «как все?» Тратить жизнь на то, чтобы потеряться в серой массе таких же безликих? Будто и не прошло полвека с тех пор как фильм «Три дня Виктора Чернышева» вышел на экраны. Многие проблемы того времени и сегодня актуальны - кем быть, каким быть и стоит ли быть «как все»?
Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.
ОтветитьУдалить