вторник, 30 июля 2019 г.

"Дядя Ваня" (1970)

Оригинал взят у f_famar в АХ!

Кинопоиск

Я люблю Чехова-драматурга. Из рассказов Чехова я вынесла суждение: Антон Павлович был жуткий женоненавистник и человеконенавистник тоже.
Не то Чехов-драматург . «Трёх сестёр», «Дядю Ваню», «Лешего» я перечитываю время от времени и тихо обожаю.

Живя в провинции, я давно рассталась с надеждой увидеть великие пьесы Чехова в театре. Как и другие любимые пьесы. Видела раньше московские спектакли по Уильямсу и Островскому: оптимизма не внушили. Экранизации и телеспектакли тоже специально не ищу. Знаю, что есть записанные в СССР спектакли МХАТа и др. Беда в том, что импортные пьесы в совке ставили со снисхождением к легкомыслию недорезанных буржуев. Хануму, Летучую мышь, Труффальдино – и сейчас не стыдно посмотреть, блестящие постановки. Но как дело доходило до отечественных шедевров – включались дидактичность, пафос, деревянный патриотизм, и те же звёздные актёры надувались фальшью. Смотреть на них стыдно. Не переношу органически: если мне стыдно за кого-то/что-то на экране – я вырубаю, хуже зубовной боли. Я не поклонник школы Станиславского, ой не поклонник.

Читаю, значит, статью в журнальчеге – о французах, и что им из нашего кино нравилось. Лопни мои глаза – им нравится «Дядя Ваня» Кончаловского. Как истинный фанат пьесы – я ни сном ни духом о существовании этого фильма. И как мне смертельно захотелось его видеть! Вся моя тоска по хорошему театру, по живому действу на сцене – аж кости застонали.

Вот, бейте мне – в ранних фильмах Кончаловский мне нравится более лучше, чем его братец. Легко сравнить «Механическое пианино», «Рабу любви» с «Дворянским гнездом» и «Дядей Ваней». Никита падок на эффект, на сгущение красок, на смачность. Я люблю первые два фильма – за актёров и сюжет. Не скажу, что они плохи, они из золотого фонда кино СССР. Но Кончаловский – тоньше, суше, глубже, печальнее. Он умеет касаться нежно, играть туше, рисовать невесомой кистью по рисовой бумаге.. То есть умел, но кто из нас избежит маразма?
О «Дяде Ване» представления мои были романтические, идеалистические, возвышенные. У меня слёзы на глазах от некоторых слов и ситуаций. Я любила персонажей скопом – слабых, несчастных, несовпадающих в чувствах. Кончаловский твёрдою рукой вернул меня с небес на землю. Я увидела двух обрюзгших мужчин: опустившихся, неопрятных, не особенно умных и симпатичных. Доктора Астрова играет Бондарчук-старший. Я надеюсь, Кончаловскому его навязали. При всём уважении, могли найти попригляднее и помоложе. Герой-любовник, блджад. Но меня не отвратило. Я посмотрела на пьесу промытыми глазами – и увидела без блеска нищету русского человека. Нищету не денежную – а душевную, что ли. (Отступлю – особняк обшарпанный, на ладан дышит. Когда англичане делают костюмный фильм – у них домики с иголочки, но наше пристрастие к запустению неизлечимо, ненавижу, мазохизм славянский!)

Есть соблазн рассказать сюжет. По наследству от умершей матери Соня получает поместье, её отец женится на молодой женщине Елене. Соня и её дядя – брат матери – живут в деревне. Дядя – управляющий поместьем, когда-то отказался от своей доли наследства в пользу сестры. Управляя неэффективным хозяйством долгие годы, Соня и Иван Петрович отказывают себе во всём. Доход от имения целиком уходит в город - отцу Сони, блестящему профессору-литературоведу. Жизнь в городе дорожает, профессор хочет продать имение, положить деньги в банк и купить маленькую дачку у моря для жены…
Некрасивая Соня любит местного доктора Астрова, ей больше некого любить: единственный образованный человек в уезде.
Астров и дядя Ваня влюблены в Елену Андреевну, редкую жар-птицу, залетевшую в деревню. Два помятых жизнью мужика хорохорятся вокруг 27-летней (по пьесе) светской красавицы. Оба не скрывают (не могут, не умеют, не привыкли следить за собой) похотливого характера влечения. Просто наскакивают, как старые кобели.
О, где мой идеализм? Настоящие живые люди разыгрывают почти грубый фарс. Они жалкие, беспросветные неудачники.
Дядя Ваня и Соня за каким то хреном жертвуют своими жизнями ради человека, которого дядя Ваня ненавидит, а Соня видит насквозь. Леность и инерция.
Разочарование в чувствах ничего не меняет. Тупо, как роботы, Соня и Иван Петрович принимаются за докучные труды. Без надежды, без перспективы. Астров пуст, как бочка. Елена Андреевна пуста, как прекрасный сосуд, знает это и не имеет сил наполнить себя.
Они как парализованные предначертанной судьбой.

Ирина Купченко прелестна – это её единственный недостаток, Соня должна быть некрасива. Уточняю, применительно к нашему времени, – непривлекательна. Купченко не может быть непривлекательной:)
Дядя Ваня-Смоктуновский по-обычному гениален (он может быть гениален из ряда вон): так стушеваться, спрятать обаяние, выказать неотёсанность, не теряя изящества. Стать скучным, нудным, потухшим, ни на что не годным, не любимым своей матерью, омерзительным для женщин – респектище.
Это не мой любимый чеховский персонаж - мой любимый был идеальным страдающим благородным рыцарем - это настоящий чеховский Дядя Ваня.

Я разочарована? Я люблю их ещё больше.
Актёрский ансамбль фильма-спектакля гармоничен чуть более чем полностью, ни выпячивания, ни вмятины в представлении. Одеяло ровнёхонько закрывает каждого - чувство меры у Кончаловского было ого-го.

1 комментарий:

  1. А мне интерпретация Кончаловского напоминает рассуждения о человеческой природе героя Миронова в "Обыкновенном чуде".

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.