Оригинал взят у altereos в Устроили балаган! (о фильме «Sieranevada», 2016)
Кинопоиск
Название «Сьераневада» нарочито бессмысленное, возможно, у румынов в просторечии оно имеет какой-то переносный смысл. Сьераневада — синоним показухи, пустой болтовни, гавканья. Вместо «устроили балаган!» (формулировка одно из персонажей) можно сказать «развели тут сьераневаду!» Собственно, всё это мы и наблюдаем в фильме.
Действие происходит в типовой румынской квартире, где собралась родня по случаю поминок (умер дедушка). В квартире несколько комнат — в каждой происходит своя «сьераневада», какие-то разборки, конфликты. Между комнатами мечется Лари — мужчина, врач, старший из сыновей умершего главы семьи, среди всей родни он кажется самым адекватным. В кадре почти постоянно мелькает куча народу, но камера особенно внимательно следит за Лари, и мы четко понимаем, что именно Лари — главный герой, который берет на себя функцию «совесть рода» и пытается как-то сплотить родственников. Зрителю предстоит выслушать большой объем болтовни: кто-то несет бред про теории заговора, кто-то наезжает на коммунистов, кто-то ругает церковь, сплетни, глупые шутки, подколки… В общем, содержание банальнее некуда. Удивительно, но смотрится это с интересом, а кино-то длится почти три часа. Ощущение времени пропадает, наблюдение за этим балаганой-сьераневадой превращается в некую медитацию: ничего не соображаешь, но отвлечься не можешь! Достигается такой эффект за счет гениальной работы связки режиссер-оператор и за счет предельно реалистичной игрой актеров. «Сьераневада» — кино максимально реалистичное во всех смыслах: и по содержанию, и по картинке (неприглядный быт румынской квартиры и уличная серость изображены во всей красе).
Если вслушиваться в диалоги, то сильнее всего цепляют политический высказывания героев. Через какое-то время улавливаешь основную болевую точку румынов (если спроецировать переживания отдельной семьи на весь народ) — это событие, которое стало ключевым в современной истории страны. У нас это Беловежские соглашения 1991 года, констатировавшие распад СССР. В Румынии это свержение Чаушеску в 1989 году. Каким бы монстром ни был Николае Чаушеску, для большинства простых румынов, которых мы и видим в фильме, он был как тот дедушка, чьи поминки происходят в румынской квартире. Умер глава семейства, пусть жестокий и несправедливый, но наш, родной — как жить дальше? У румынов существует ряд траурных ритуалов, на первый взгляд бессмысленных, но все-таки необходимых: ритуалы психологически снимают ощущение неопределенности из серии «как жить дальше», настраивают будущее рода на оптимистический лад. В фильме эта логика прослеживается: после нескольких часов семейных разборок совершаются те самые ритуалы, и атмосфера резко меняется в позитивную сторону. Но это отдельно взятой семье повезло — у нее есть ритуалы. А если брать страну в целом? Какие ритуалы нужно придумать, чтобы после смерти «дедушки» Чаушеску народ (=семья) не погряз в пошлости, лицемерии, конфликтах?
Кристи Пую нестандартными способами выстраивает драму отдельной семьи с проекцией на весь «постсоветский» румынский народ. К его фильму невозможно прицепить ни один из популярных кино-ярлыков. «Сьераневада» — это не мэйнстрим, не артхаус. Даже «драма» с точки зрения жанрового определение — что-то не то. Пую и другие «нововолновцы» создают совершенно новое направление в кинематографе (не без влияния классиков), на фоне которого весь этот мэйнстрим, артхаус, фестивальное кино выглядят жалко и искусственно. У «Сьераневады», кстати, есть «младший брат» — «Тони Эрдманн» (забавно, там и там немаловажные роли играют пожилые мужчины по имени Тони). Младший — потому что уровнем пониже: у Марен Аде все-таки перебор с клоунадой, с язвительной иронией. Это не недостаток, это сознательное понижение планки, чтобы ее было легче взять. Румынский режиссер использует более мощную платформу, нежели ирония — реальную жизнь без прикрас. Показать жизнь как она есть, не превращая художественное игровое кино в документальное, сохраняя свою уникальную зрелищность — вот это планка повыше. «Сьераневада» — кино вовсе не совершенное, это не супершедевр, это только начало пути. Но даже в таком виде — это реальная оппозиция всем модным нынче кинонаправлениям. Надо осваивать румынскую новую волну!
Кинопоиск
Название «Сьераневада» нарочито бессмысленное, возможно, у румынов в просторечии оно имеет какой-то переносный смысл. Сьераневада — синоним показухи, пустой болтовни, гавканья. Вместо «устроили балаган!» (формулировка одно из персонажей) можно сказать «развели тут сьераневаду!» Собственно, всё это мы и наблюдаем в фильме.
Действие происходит в типовой румынской квартире, где собралась родня по случаю поминок (умер дедушка). В квартире несколько комнат — в каждой происходит своя «сьераневада», какие-то разборки, конфликты. Между комнатами мечется Лари — мужчина, врач, старший из сыновей умершего главы семьи, среди всей родни он кажется самым адекватным. В кадре почти постоянно мелькает куча народу, но камера особенно внимательно следит за Лари, и мы четко понимаем, что именно Лари — главный герой, который берет на себя функцию «совесть рода» и пытается как-то сплотить родственников. Зрителю предстоит выслушать большой объем болтовни: кто-то несет бред про теории заговора, кто-то наезжает на коммунистов, кто-то ругает церковь, сплетни, глупые шутки, подколки… В общем, содержание банальнее некуда. Удивительно, но смотрится это с интересом, а кино-то длится почти три часа. Ощущение времени пропадает, наблюдение за этим балаганой-сьераневадой превращается в некую медитацию: ничего не соображаешь, но отвлечься не можешь! Достигается такой эффект за счет гениальной работы связки режиссер-оператор и за счет предельно реалистичной игрой актеров. «Сьераневада» — кино максимально реалистичное во всех смыслах: и по содержанию, и по картинке (неприглядный быт румынской квартиры и уличная серость изображены во всей красе).
Если вслушиваться в диалоги, то сильнее всего цепляют политический высказывания героев. Через какое-то время улавливаешь основную болевую точку румынов (если спроецировать переживания отдельной семьи на весь народ) — это событие, которое стало ключевым в современной истории страны. У нас это Беловежские соглашения 1991 года, констатировавшие распад СССР. В Румынии это свержение Чаушеску в 1989 году. Каким бы монстром ни был Николае Чаушеску, для большинства простых румынов, которых мы и видим в фильме, он был как тот дедушка, чьи поминки происходят в румынской квартире. Умер глава семейства, пусть жестокий и несправедливый, но наш, родной — как жить дальше? У румынов существует ряд траурных ритуалов, на первый взгляд бессмысленных, но все-таки необходимых: ритуалы психологически снимают ощущение неопределенности из серии «как жить дальше», настраивают будущее рода на оптимистический лад. В фильме эта логика прослеживается: после нескольких часов семейных разборок совершаются те самые ритуалы, и атмосфера резко меняется в позитивную сторону. Но это отдельно взятой семье повезло — у нее есть ритуалы. А если брать страну в целом? Какие ритуалы нужно придумать, чтобы после смерти «дедушки» Чаушеску народ (=семья) не погряз в пошлости, лицемерии, конфликтах?
Кристи Пую нестандартными способами выстраивает драму отдельной семьи с проекцией на весь «постсоветский» румынский народ. К его фильму невозможно прицепить ни один из популярных кино-ярлыков. «Сьераневада» — это не мэйнстрим, не артхаус. Даже «драма» с точки зрения жанрового определение — что-то не то. Пую и другие «нововолновцы» создают совершенно новое направление в кинематографе (не без влияния классиков), на фоне которого весь этот мэйнстрим, артхаус, фестивальное кино выглядят жалко и искусственно. У «Сьераневады», кстати, есть «младший брат» — «Тони Эрдманн» (забавно, там и там немаловажные роли играют пожилые мужчины по имени Тони). Младший — потому что уровнем пониже: у Марен Аде все-таки перебор с клоунадой, с язвительной иронией. Это не недостаток, это сознательное понижение планки, чтобы ее было легче взять. Румынский режиссер использует более мощную платформу, нежели ирония — реальную жизнь без прикрас. Показать жизнь как она есть, не превращая художественное игровое кино в документальное, сохраняя свою уникальную зрелищность — вот это планка повыше. «Сьераневада» — кино вовсе не совершенное, это не супершедевр, это только начало пути. Но даже в таком виде — это реальная оппозиция всем модным нынче кинонаправлениям. Надо осваивать румынскую новую волну!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.