среда, 27 сентября 2017 г.

"Белая королева" (2013)

Оригинал взят у bande_nere в "Белая королева" (сериал, 2013 год)

Кинопоиск

Сериал снят по романам небезызвестной Филиппы Грегори (как и два других фильма с одинаковым названием "Ещё одна из рода Болейн"). Все претензии по поводу сценария, вероятно, следует отнести на счёт писательницы. К слову, книг Грегори я не читал, но осуждаю :)

Сюжет фильма - судьба Элизабет Вудвилль на фоне исторических событий в Англии в промежуток между 1463 и 1485гг. Начинается сериал со сцены знакомства молодой вдовы Элизабет с только что взошедшим на престол королём Эдуардом IV Йорком. На протяжении 10 эпизодов мы видим смерть трёх королей, множество измен и предательств лордов, интриги и заговоры, сражения и празднества, рождения и смерти.

Главная особенность сериала, вероятно, имеющая корни в книжной основе сценария - это кино прежде всего про женщин. Кроме собственно Белой королевы Йорков Элизабет Вудвилль центральное место среди персонажей занимают её мать Жакетта Люксембургская, Маргарита Бофорт, две дочери Уорика - Изабелла и Анна, в меньшей степени - Маргарита Анжуйская. В этом смысле фильм имеет весьма сильный гендерный уклон. Мы видим, как женские амбиции сталкивают между собой близких людей: брата с братом, родственника с родственником, короля с его приближёнными. Иногда граница вражды проходит внутри одной семьи, будь то Йорки, Невилли, Стэнли.

В сериале есть все обязательные атрибуты исторического кино: исторические персонажи (по поводу этого см. ниже), костюмы, боевые сцены. Безусловно, в фокусе сюжета - Элизабет, поэтому трудно, наверное, ожидать, что в фильме будут подробно показаны, например, перипетии заседания Парламента, отвергнувшего притязания Кларенса на трон, или другие события из истории Англии, прямо не связанные с жизнью Белой королевы.

Серьёзный упрёк, который я могу предъявить создателям "Белой королевы" - в сравнении с классическим "Римом" или теми же "Тюдорами" сериал беден на персонажей. Почти все герои носят одну из трёх фамилий: Плантагенетов, Невиллей, Вудвиллей. Второстепенных персонажей практически нет, разве что Брэкенбери. Один из немногих "необязательных" для сюжетной линии эпизодов сериала - когда Уэллс пытается предупредить короля об измене и погибает. А ведь такие эпизоды значительно оживляют просмотр. К сожалению, их в этом сериале немного.
Маргарита Бофорт и Стэнли - строят козни.
В результате получилось совсем как в старых учебниках: история Англии сведена к борьбе за трон. Уж не знаю, как с этим обстоят дела в книгах Филиппы Грегори, но для занимательности сериала такая бедность, на мой взгляд, губительна. Кроме того, невнимание сценариста и режиссёра к побочным линиям и второстепенным деталям ведёт к выхолащиванию "духа Средневековья" - того, что делает эту эпоху отличной от настоящей (безусловно, с учётом возможностей современного кинематографа).

Другой недостаток: события развиваются слишком уж быстро; прямо таки пробег по ключевым событийным точкам Войны роз. В результате получается слишком технично, как будто бы в ускоренном режиме прокручивается шахматная партия.

Немного о специфике сериала. Герои постоянно грызут яблоки. Это что, фетиш какой-то?

Красной нитью через весь фильм проходит тема колдовства и проклятий. Всю дорогу колдует Жакетта Люксембургская. Колдует Элизабет Вудвилль. Сверхъестественными способностями обладает Элизабет-младшая. Колдует даже Джордж Кларенс. Видимо, столь пристальное внимание к этой теме отражает подлинные обвинения Элизабет и других исторических персонажей в колдовской деятельности. Мне утверждать что-то сложно. Конечно же, Ф.Грегори не могла не развить эту благодатную для романиста тему. Проклятие Элизабет и её дочери в адрес убийц мальчиков-принцев в будущем, которое нам известно, обернулось трагедиями в семьях Генриха VII и VIII - преждевременными смертями их сыновей-первенцев. Практически уверен, что соответствующая сюжетная линия в сериале происходит из романа.
Ещё одна питательная для писательских нагромождений тема - судьба принцев из Тауэра и загадка Перкина Уорбека. Она раскрывается вполне предсказуемо: принц Ричард (младший сын Эдуарда IV и Элизабет) был вывезен Дорсетом во Фландрию, так что в Тауэре погиб подменённый мальчик. Одна из последних сцен сериала - трогательная встреча матери с вернувшимся сыном. Это значит - продолжение следует. Следите за судьбой секретного принца!

Коснусь удачных сторон сериала. Актёры представляют своих персонажей неплохо. Разве что Уорик немного скучноват, чувствуется искусственность образа. Хочу отдельно выделить Веерле Бэтенс, игравшую Маргариту Анжуйскую. Получился сильный образ подлинной королевы: властной, умной, скрывающей чувства. Сразу вспоминается Маргарита из трагедии Шекспира.

Вот, собственно, и всё. Если оценивать по формальной пятибалльной шкале, то я поставлю 3.

В заключение парочка цитат из фильма и, как обычно, несколько скриншотов:

Элизабет - брату о ночном нападении на лагерь Ланкастеров: "Большинство мечтает умереть во сне. Устрой им это".

Стэнли - Маргарите Бофорт о перспективах юного Тюдора: "Твоему Генри придётся пройти за пятью гробами, чтобы получить корону".

Эдуард IV и Ричард (III)

 Безумный король Эйрис Таргариен Генрих VI Ланкастер

Поле битвы при Босворте

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.