воскресенье, 17 сентября 2017 г.

"Три цвета: Белый" (1993)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Trois couleurs : Blanc" (1994)

Кинопоиск

Dominique, je’t aime

На Западе «Три цвета: Белый» стал наименее почитаемым фильмом трилогии Кшиштофа Кесьлевского. По моему, этому есть прозаичное объяснение – западному зрителю трудно понять историю, развернувшуюся между поляком Каролем и француженкой Доминик. Но этот фильм будет понятен практически любому жителю Восточной Европы.

В конце 1980х годов социалистический блок рухнул и жители социалистических стран получили возможность выезжать в страны Западной Европы. Одним из воспользовавшихся этой возможностью был польский парикмахер Кароль Кароль. Ему везет еще больше – он женится на прекрасной француженке Доминик. Но через некоторое время Доминик расторгает брак по унизительной причине – импотенции Кароля.

Девизом Французской республики является «Свобода. Равенство. Братство». Второй фильм трилогии рассматривает понятие «Равенства». Практически любая Конституция декларирует равенство перед законом всем людям и гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Но недаром лекции по конституционному праву часто именуют «В гостях у Сказки».

В богатой и сытой Франции Кароль является «паршивым иностранцем» на птичьих правах. Он полностью бессилен и в языковом, и в юридическом и в сексуальном плане. Он живет во Франции только потому что его приютила французская гражданка, но как только она наиграется с ним, ему полностью перекрывают кислород. Если он попытается отстоять свои права или помириться с Доминик – от него незамедлительно избавятся. У Кароля остается только один выход – вернуться в Польшу.

С другой стороны, нищая и оборванная Польша начала 1990х годов представляет из себя страну, в которой рухнул старый порядок, а новый еще не успел сформироваться. Именно в этом временном отрезке открывается окно возможностей, чтобы быстро пробиться наверх, в отличие от западноевропейских стран, где элиты давно сформировались. У Кароля появляется возможность быстро «подняться».

«Подъем» Кароля происходит в традиционном полукриминальном бизнесе 1990х под слоганом «купить подешевле, продать подороже». У главного героя хорошо получается маневрировать в мутной воде польских 1990х и вскоре он становится похож на стереотипного нувориша. Но все его потуги в бизнесе обращены только к одному – обратить на себя внимание Доминик.

Любовь вообще является странной вещью, в особенности неразделенная любовь или когда партнера бросают. Большинство брошенных мечтают о прощении, думают о том, что может через полгода/год/полтора года можно попробовать снова, пытаются тайком увидеть любимого (любимую) или холят и лелеют мечты о мести. Кто умнее или предприимчивее – пишут книги, сочиняют песни или с головой уходят в зарабатывание денег, но и это не всегда спасает от чувств к бывшим, будь они негативными или позитивными.

По-моему, в определенных случаях понятия любви и власти в чем-то соприкасаются. Ибо ключевым элементом власти является возможность что-то отобрать. В свою очередь, в любви один из партнеров часто находится под дамокловым мечом другого партнера, способного в любой момент уйти и разрушить жизнь первого. Когда Доминик повстречает Кароля в Польше ситуация поменяется в противоположную сторону – Кароль стал хозяином жизни в новой Польше и теперь он наделен правом лишать, в том числе правом лишить свободы, а Доминик оказалась в положении «паршивой иностранки». Ситуация начала фильм повторилась, но роли поменялись. Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?

Кшиштоф Кесьлевский снял умную, ироничную и нестареющую трагикомедию о любви на фоне перемен в Восточной Европе. Вопросы поднимаемые им никогда не утратят своей актуальности. Я думаю все восточноевропейские зрители, которые старше 25 лет, прекрасно поймут этот фильм.

Очень жаль, что Кшиштоф Кесьлевский ушел из жизни после съемок «цветной» трилогии.
 

4 комментария:

  1. Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?

    По этому поводу я уже высказывался в феврале прошлого года, только по поводу Гамлета:
    Как ни странно, но в этой беспросветной трагичности пьесы кроется источник надежды и оптимизма. В ней утверждается, что на каждого Клавдия найдется свой чокнутый Гамлет, который откажется играть по навязанным правилам и в своем безумном упрямстве погубит и себя, и всех участников "пьесы". А это дает надежду, что если не божий страх, то хотя бы страх перед безумцами вроде Гамлета удержит клавдиев от осуществления своих коварных и жестоких замыслов.

    Любое наказание суда за совершенное преступление является не актом мести, а предупреждением о неотвратимости последствий в случае нарушения закона.

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Да, и не раз. У меня даже есть ДВД на польском.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.