Оригинал взят у dm_bondarenko в "Trois couleurs : Blanc" (1994)
Кинопоиск
На Западе «Три цвета: Белый» стал наименее почитаемым фильмом трилогии Кшиштофа Кесьлевского. По моему, этому есть прозаичное объяснение – западному зрителю трудно понять историю, развернувшуюся между поляком Каролем и француженкой Доминик. Но этот фильм будет понятен практически любому жителю Восточной Европы.
В конце 1980х годов социалистический блок рухнул и жители социалистических стран получили возможность выезжать в страны Западной Европы. Одним из воспользовавшихся этой возможностью был польский парикмахер Кароль Кароль. Ему везет еще больше – он женится на прекрасной француженке Доминик. Но через некоторое время Доминик расторгает брак по унизительной причине – импотенции Кароля.
Девизом Французской республики является «Свобода. Равенство. Братство». Второй фильм трилогии рассматривает понятие «Равенства». Практически любая Конституция декларирует равенство перед законом всем людям и гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Но недаром лекции по конституционному праву часто именуют «В гостях у Сказки».
В богатой и сытой Франции Кароль является «паршивым иностранцем» на птичьих правах. Он полностью бессилен и в языковом, и в юридическом и в сексуальном плане. Он живет во Франции только потому что его приютила французская гражданка, но как только она наиграется с ним, ему полностью перекрывают кислород. Если он попытается отстоять свои права или помириться с Доминик – от него незамедлительно избавятся. У Кароля остается только один выход – вернуться в Польшу.
С другой стороны, нищая и оборванная Польша начала 1990х годов представляет из себя страну, в которой рухнул старый порядок, а новый еще не успел сформироваться. Именно в этом временном отрезке открывается окно возможностей, чтобы быстро пробиться наверх, в отличие от западноевропейских стран, где элиты давно сформировались. У Кароля появляется возможность быстро «подняться».
«Подъем» Кароля происходит в традиционном полукриминальном бизнесе 1990х под слоганом «купить подешевле, продать подороже». У главного героя хорошо получается маневрировать в мутной воде польских 1990х и вскоре он становится похож на стереотипного нувориша. Но все его потуги в бизнесе обращены только к одному – обратить на себя внимание Доминик.
Любовь вообще является странной вещью, в особенности неразделенная любовь или когда партнера бросают. Большинство брошенных мечтают о прощении, думают о том, что может через полгода/год/полтора года можно попробовать снова, пытаются тайком увидеть любимого (любимую) или холят и лелеют мечты о мести. Кто умнее или предприимчивее – пишут книги, сочиняют песни или с головой уходят в зарабатывание денег, но и это не всегда спасает от чувств к бывшим, будь они негативными или позитивными.
По-моему, в определенных случаях понятия любви и власти в чем-то соприкасаются. Ибо ключевым элементом власти является возможность что-то отобрать. В свою очередь, в любви один из партнеров часто находится под дамокловым мечом другого партнера, способного в любой момент уйти и разрушить жизнь первого. Когда Доминик повстречает Кароля в Польше ситуация поменяется в противоположную сторону – Кароль стал хозяином жизни в новой Польше и теперь он наделен правом лишать, в том числе правом лишить свободы, а Доминик оказалась в положении «паршивой иностранки». Ситуация начала фильм повторилась, но роли поменялись. Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?
Кшиштоф Кесьлевский снял умную, ироничную и нестареющую трагикомедию о любви на фоне перемен в Восточной Европе. Вопросы поднимаемые им никогда не утратят своей актуальности. Я думаю все восточноевропейские зрители, которые старше 25 лет, прекрасно поймут этот фильм.
Очень жаль, что Кшиштоф Кесьлевский ушел из жизни после съемок «цветной» трилогии.
Кинопоиск
Dominique, je’t aime
На Западе «Три цвета: Белый» стал наименее почитаемым фильмом трилогии Кшиштофа Кесьлевского. По моему, этому есть прозаичное объяснение – западному зрителю трудно понять историю, развернувшуюся между поляком Каролем и француженкой Доминик. Но этот фильм будет понятен практически любому жителю Восточной Европы.
В конце 1980х годов социалистический блок рухнул и жители социалистических стран получили возможность выезжать в страны Западной Европы. Одним из воспользовавшихся этой возможностью был польский парикмахер Кароль Кароль. Ему везет еще больше – он женится на прекрасной француженке Доминик. Но через некоторое время Доминик расторгает брак по унизительной причине – импотенции Кароля.
Девизом Французской республики является «Свобода. Равенство. Братство». Второй фильм трилогии рассматривает понятие «Равенства». Практически любая Конституция декларирует равенство перед законом всем людям и гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Но недаром лекции по конституционному праву часто именуют «В гостях у Сказки».
В богатой и сытой Франции Кароль является «паршивым иностранцем» на птичьих правах. Он полностью бессилен и в языковом, и в юридическом и в сексуальном плане. Он живет во Франции только потому что его приютила французская гражданка, но как только она наиграется с ним, ему полностью перекрывают кислород. Если он попытается отстоять свои права или помириться с Доминик – от него незамедлительно избавятся. У Кароля остается только один выход – вернуться в Польшу.
С другой стороны, нищая и оборванная Польша начала 1990х годов представляет из себя страну, в которой рухнул старый порядок, а новый еще не успел сформироваться. Именно в этом временном отрезке открывается окно возможностей, чтобы быстро пробиться наверх, в отличие от западноевропейских стран, где элиты давно сформировались. У Кароля появляется возможность быстро «подняться».
«Подъем» Кароля происходит в традиционном полукриминальном бизнесе 1990х под слоганом «купить подешевле, продать подороже». У главного героя хорошо получается маневрировать в мутной воде польских 1990х и вскоре он становится похож на стереотипного нувориша. Но все его потуги в бизнесе обращены только к одному – обратить на себя внимание Доминик.
Любовь вообще является странной вещью, в особенности неразделенная любовь или когда партнера бросают. Большинство брошенных мечтают о прощении, думают о том, что может через полгода/год/полтора года можно попробовать снова, пытаются тайком увидеть любимого (любимую) или холят и лелеют мечты о мести. Кто умнее или предприимчивее – пишут книги, сочиняют песни или с головой уходят в зарабатывание денег, но и это не всегда спасает от чувств к бывшим, будь они негативными или позитивными.
По-моему, в определенных случаях понятия любви и власти в чем-то соприкасаются. Ибо ключевым элементом власти является возможность что-то отобрать. В свою очередь, в любви один из партнеров часто находится под дамокловым мечом другого партнера, способного в любой момент уйти и разрушить жизнь первого. Когда Доминик повстречает Кароля в Польше ситуация поменяется в противоположную сторону – Кароль стал хозяином жизни в новой Польше и теперь он наделен правом лишать, в том числе правом лишить свободы, а Доминик оказалась в положении «паршивой иностранки». Ситуация начала фильм повторилась, но роли поменялись. Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?
Кшиштоф Кесьлевский снял умную, ироничную и нестареющую трагикомедию о любви на фоне перемен в Восточной Европе. Вопросы поднимаемые им никогда не утратят своей актуальности. Я думаю все восточноевропейские зрители, которые старше 25 лет, прекрасно поймут этот фильм.
Очень жаль, что Кшиштоф Кесьлевский ушел из жизни после съемок «цветной» трилогии.
Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?
ОтветитьУдалитьПо этому поводу я уже высказывался в феврале прошлого года, только по поводу Гамлета:
Как ни странно, но в этой беспросветной трагичности пьесы кроется источник надежды и оптимизма. В ней утверждается, что на каждого Клавдия найдется свой чокнутый Гамлет, который откажется играть по навязанным правилам и в своем безумном упрямстве погубит и себя, и всех участников "пьесы". А это дает надежду, что если не божий страх, то хотя бы страх перед безумцами вроде Гамлета удержит клавдиев от осуществления своих коварных и жестоких замыслов.
Любое наказание суда за совершенное преступление является не актом мести, а предупреждением о неотвратимости последствий в случае нарушения закона.
Спасибо большое за публикацию!
УдалитьА вы смотрели этот фильм?
ОтветитьУдалитьДа, и не раз. У меня даже есть ДВД на польском.
Удалить