пятница, 4 августа 2017 г.

"Сало, или 120 дней Содома" (1975)

Оригинал взят у pokrovitelptiz в "Сало, или 120 дней содома" Пьера Паоло Пазолини

Кинопоиск

"Сало', или 120 дней содома" Пьера Паоло Пазолини - последний фильм гениального итальянского режиссера.
Пазолини не дожил до премьеры, он был зверски убит ночью неизвестными лицами (или - "неизвестным"), убийство до сих пор не раскрыто и скорее всего никогда не будет раскрыто.

"Сало'" запрещали, обвиняя создателей картины в пропаганде насилия и порнографии, и, насколько я знаю, "Сало'" запрещен в некоторых странах поныне, что, конечно, отлично характеризует эти "провинции" и "республики". Произведения искусства запрещают только представители тоталитарных режимов и тиранических государств.

В основе сценария - книга узника Бастилии маркиза де Сада "120 дней содома" (по странной прихоти Клио, книга, написанная в Бастилии, во время освобождения автора была потеряна и найдена в начале 20 века).

Читавший книгу и смотревший фильм зритель, однако, заметит, что концепция Пазолини отличается от идеи Сада: Пазолини метафорически "раздвигает" герметический чудовищный рассказ о четырех аристократах, мучивших в течение ста двадцати дней выкраденных красивых подростков обоего пола.

"Сало'" - это вообще-то о жизни, как будто говорит этот бунтарь-одиночка отдельными, зияющими, фрагментами своей картины.
Не о фашизме. Не о насилии и издевательствах.
О жизни.

Начинка фильма производит обманчивый эффект. И неподготовленный, "неискушенный" зритель, как минимум, испытывает чувство отвращения при просмотре.
Я, пересматривая "Сало'", перекручивал бессознательно в голове события разных лет собственной хроники.
Насилие, издевательства, истязания, оскорбления, унижения с детства, с малых лет, вот что испытывает человек.
Может быть, не каждый. Может, только тот, кто изначально лишен защиты. Или - так сложились РОКОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Но, тем не менее, можно с уверенностью говорить, что вакханалия деструктивности задевает каждого индивида. Не замечает "праздник ужаса" только духовно слепой, не слышит жалоб и воплей гибельного отчаяния только глухой.
Ломать, крушить, насиловать, убивать, калечить, издеваться - это в природе человека.
Мы можем перед другими и даже перед самим собой носить маски благонравия, что не отменяет нашей тяги к насилию.
Мы обожаем кинокомиксы, где феерически режут, стреляют, взрывают, совершают "героические подвиги". Это же так красиво! Это так возбуждает!
Мы даже способны сопереживать "добрым героям", увлажняем глаза слезой, нецензурно бранимся, видя, как торжествует "злодей"... Но ведь это же - фикция... Эти вот кинокомиксы. Яркая нелепица. Иллюминация в центре мрачного города, развевающая наш экзистенциальный страх...
Нам нравится на самом деле насилие. Мы любим насилие. Мы живём инстинктом насилия.
"Сало'" - именно об этом.

Секс - это не только витальность, но и стремление к смерти, к гибели, к сверхсиле.
Мораль - это МОРАЛЬ ГОСПОД. Мораль служит сильным мира сего. Они устанавливают законы, чтобы подчинить себе жертв собственного сладострастия. И, собственно, государство и есть эти 4 АРИСТОКРАТА, бордель которых обслуживает plebs.

Гениальный фильм гениального режиссера, мощно повлиявший на творчество многих известных персон из мира кино и литературы.
 

3 комментария:

  1. В 70-е годы был большой спрос на запретный плод в западном кинематографе. "Империя страсти", "Ночной портье" и т.п. Но больше самих фильмов пугают утверждения, что это и есть сущность человека. Я не первый и даже не второй раз обращаю внимание на попытку поставить знак равенства между истиной и грязью. Мол, вот оно как на самом деле. Картезианская "достоверность".

    ОтветитьУдалить
  2. Я не видела этого фильма Пазолини, но утверждение рецензента "Нам нравится на самом деле насилие" вызывает у меня тревогу :(

    Что же касается "Ночного портье", то мне кажется, что тот фильм производит сильное впечатление потому, что во второй серии мы не можем не испытывать сочувствия к герою Богарда, когда он сам становится жертвой преследования - как бы мы ни ужасались ему в серии первой. Так что уж тот фильм я бы никак не назвала провозглашением насилия природой человека, а совсем наоборот. Может, и с этим фильмом все не так просто? Но, честно скажу, смотреть его мне что-то не хочется, хотя я давно о нем знаю :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Автор рецензии молод и, судя по его ЖЖ, увлекается Ницше. Этот немецкий философ до сих пор остается популярным среди молодежи, ходя сегодня беспринципные мерзавцы с их "волей к власти" уже давно стали обычным явлением.
      Что касается "Ночного портье", то только в 70-е стали по настоящему осознавать ужас случившегося в 30-40-е годы. Может быть, как раз поэтому в кинематографе произошел всплеск интереса к запредельному. Но магия киноискусства также заключается в том, что можно вызвать жалость к любому. Многие нацистские преступники, попавшие на скамью подсудимых уже стариками, выглядели довольно жалко. И здесь возникает вопрос о человеческом милосердии. Если мы так же безжалостны к палачам, как они были безжалостны к своим жертвам, не превращаемся ли мы в них?

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.