На излете застоя в зимнюю Ялту, окутанную дивной эстетикой умирающей империи прибывает теневой воротила Крымов, чтобы потусить со своей юной любовницей и, заодно, обтяпать некие мерзкие делишки. У него не получается уделять много времени девушке и она заводит дружбу с местным богемным деятелем, «мальчиком Банананом». Крымов, постепенно теряющий самообладание из-за ведущейся за ним слежки, срыва планов и неудачных попыток подавить Бананана, сдуру решается на «окончательное решение» этого вопроса — что приводит к трагическому финалу шекспировского размаха.
Наконец-то ознакомился с этим культовым произведением... может, и не ознакомился бы, если б в этом году у картины не произошел юбилей и вокруг нее не поднялась легкая шумиха. Несмотря на то, что у меня в голове давно сложилось некое скептическое предубеждение против «Ассы» - я думал, что это апофеоз придурковатого самовыражения бездарных советских «постпанков» из котельных, с тревогой, но и с восторгом открывающих для себя денежный мир шоу-бизнеса — на самом деле все оказалось не так однозначно.
Во-первых, все это снято довольно хорошо: ультранизкие перестроечные стандарты пока еще не стали мейнстримом, и в комплексе с типичными постмодернистскими приемчиками я увидел и отличную игру Говорухина и Бугаева, красивую картинку и не самую примитивную историю — даже с некоторыми рудиментами детективного жанра. Во-вторых, кино не только является модным арт-манифестом, но и несет в себе заряд обоснованного политического скепсиса. В сущности, «Асса» открыто говорит о том, что нет никакого социализма, советской власти, рабочих и крестьян, милиции, партии — а если и находятся персонажи, заявляющие о своей принадлежности к этим структурам, то это либо фантазеры-симулякры (вспомним шахназаровского «Курьера» Ивана, фраппировавшего публику желанием победы коммунизма), либо представители ситуативно сотрудничающих или конфликтующих друг с другом мафиозных кланов. Хомо хомини лупус эст, и в этом мире есть совсем немного непреходящих ценностей: свобода, творчество и моральная чистота. И даже физическая смерть не беда: нет ничего достойного в том, чтобы обретаться в этой паскудной реальности, так что уход из нее — не только освобождение, но и приближение жизни будущего века. Ведь, как говорил Иоаннис Метаксас, «Герои не умирают никогда; земля, впитавшая кровь павших, рождает их вновь».
Наконец-то ознакомился с этим культовым произведением... может, и не ознакомился бы, если б в этом году у картины не произошел юбилей и вокруг нее не поднялась легкая шумиха. Несмотря на то, что у меня в голове давно сложилось некое скептическое предубеждение против «Ассы» - я думал, что это апофеоз придурковатого самовыражения бездарных советских «постпанков» из котельных, с тревогой, но и с восторгом открывающих для себя денежный мир шоу-бизнеса — на самом деле все оказалось не так однозначно.
Во-первых, все это снято довольно хорошо: ультранизкие перестроечные стандарты пока еще не стали мейнстримом, и в комплексе с типичными постмодернистскими приемчиками я увидел и отличную игру Говорухина и Бугаева, красивую картинку и не самую примитивную историю — даже с некоторыми рудиментами детективного жанра. Во-вторых, кино не только является модным арт-манифестом, но и несет в себе заряд обоснованного политического скепсиса. В сущности, «Асса» открыто говорит о том, что нет никакого социализма, советской власти, рабочих и крестьян, милиции, партии — а если и находятся персонажи, заявляющие о своей принадлежности к этим структурам, то это либо фантазеры-симулякры (вспомним шахназаровского «Курьера» Ивана, фраппировавшего публику желанием победы коммунизма), либо представители ситуативно сотрудничающих или конфликтующих друг с другом мафиозных кланов. Хомо хомини лупус эст, и в этом мире есть совсем немного непреходящих ценностей: свобода, творчество и моральная чистота. И даже физическая смерть не беда: нет ничего достойного в том, чтобы обретаться в этой паскудной реальности, так что уход из нее — не только освобождение, но и приближение жизни будущего века. Ведь, как говорил Иоаннис Метаксас, «Герои не умирают никогда; земля, впитавшая кровь павших, рождает их вновь».
Крымов решается на "окончательное решение" вопроса не сдуру. Просто в его системе координат есть только такое решение. То, что оно заканчивается трагически для самого Крымова, говорит не столько о его тупости, сколько о тупости системы координат, в которой он живет.
ОтветитьУдалить"апофеоз придурковатого самовыражения бездарных советских «постпанков»"
ОтветитьУдалитьДык это же манифест поколения!!!)))
А я, вот так вот, сходу, не смогла бы изложить содержание фильма.
такую страшную вещь скажу. Мне "Асса" не нравится.
ОтветитьУдалитьПри том что я фанат "100 дней после детства" и "Избранных". Сергей Александрович в тему не въехал. Да абсурд советской жизни по полной. Но сама история...
И "Взломщик" Огородникова не нравится по той же причине.
И "Дикарь" 1953 года с неотразимым Марлоном Брандо в косухе и кожаной фуражке :)
И музыка в Ассе и Взломщике подобрана мне кажется неудачно. Какие-то неглавные номера с альбомов. А могло быть...
Мне в 1988 году было 20, только вернулся из армии. Уходил в 1986 году, в эпоху развитого социализма, а вернулся в "Ассу". Вы в "Ассе" выросли, а для нас это все было настоящим открытием.
УдалитьТатьяна Друбич как то говорила что этот фильм собрал много-много культурных явлений. Как дверь открыл
УдалитьВот именно - дверь открыл. А для Вашего поколения на том месте, где у нас дверь была, ничего не осталось. Вот вы и не понимаете, чем нам так "Асса" понравилась.
Удалить"И музыка в Ассе и Взломщике подобрана мне кажется неудачно"
УдалитьА мне только "Город золотой" там и нравится :)
Что касается музыки в "Ассе", то для меня это святое. Вообще весь фильм - один большой видеоклип. Ну а последняя песня "Кино" - просто гимн нашего поколения.
Удалить