четверг, 17 августа 2017 г.

"Холодное танго" (2017)

Оригинал взят у lev_56 в О фильме Павла Чухрая «Холодное танго», 2017 год

Кинопоиск

Коротко говоря, фильм вроде как о любви и о войне. Все фильмы о предвоенном, военном или послевоенном времени. Или о любви или нелюбви. А вот этот - и про до войны, и во время и после, и о любви, и о нелюбви. О прощении и невозможности простить, о справедливости и несправедливости – для каждого она своя. Как и правда. И что с этим делать?..

События происходят в Литве – донемецкой, немецкой, потом советской. Спрессованное время, переплетенные судьбы. «Белые придут грабят, красные придут – тоже грабят». Что при немцам, что при советских – все почти зеркально: оккупанты также угоняют людей, также разлучают детей, в те же грузовиках под охраной... Даже выглядит нарочито.

Художественно-публицистическое кино. Авторское высказывание. Попытка разобраться. Хотя скорее поставить вопросы. Главное - честный фильм.
 
Буквально два момента. Запомнился крик бывшего советского коменданта города, в исполнение Гармаша, обращенный как бы к морской стихии: «Родина, что же ты такая суровая? Не пожалеешь, не простишь ...»

А еще в фильме есть сцена, когда бывший полицай, оправдываясь за свое участие в Холокосте говорит: ««Я только уголь подвозил...»... Потом выясняется, что только женщин и детей не убивал, и трупы не сжигал. А так... Короче – «только уголь подвозил».

К слову, недавно в Литве вышла книга, написанная литовской писательницей, называется «Наши». О литовцах, принимавших участие в убийствах евреев на своей земле. Вот ее рассказ на презентации книги в Белоруссии. На родине ее подвергли обструкции. Как и авторов «Колосков» в Польше. В России еще нет, по-моему, ни книги, ни фильма о полицаях, вообще о жизни на оккупированных территориях или о «лесных братьях». Где все по правде. Хотя есть, конечно: «Никто не хотел умирать», «Государственный преступник», «Бабий Яр» Кузнецова, «Риорита» Петра Тодоровского. И все же, чтобы вот так – без прикрас и припудриваний. По-моему, мы еще не решились на это. Чухрай восполняет какую-то часть этого пробела.
   
В общем, в фильме показано как минимум, три правды – еврейская, литовская и русская (советские» там даже не упоминаются). И у каждого она своя. Но это не означает, что нет правых и виноватых, и не нам судить. Есть виноватые, есть те, кто убивал невинных людей, калечил жизни и судьбы их семей. Они есть. Нужно ли им мстить, самому становясь убийцей? Можно ли простить, перевернув страницу кровавой истории?.. Пускай каждый решает это для себя сам. Фильм тем и хорош, что он ничего не приукрашивает, никому не дает преимуществ и пытается каждую правду подкрепить максимально убедительно. Кроме фашистской. Этой правды нет. Здесь сплошное преступление.

А для других... Характерный финал фильма – титры: во время немецкой оккупации погибло 200 тысяч евреев, во время советской оккупации подверглись депортации 260 тысяч литовцев, во время освобождения Литвы от фашистов погибло 120 тысяч советских солдат.

У меня лично есть свои «блохастые» претензии к фильму. Чисто художественные. Я бы сказал, сценарные. Мне кажется, что есть психологические неточности, некоторые надуманности. Многое режиссерски слишком выстроено, а хотелось бы больше хаоса и непричесанности жизни с ее деталями, не укладывающимися в схему.

Но это все ерунда. Фильм, на мой взгляд, получился сильным, цельным и очень важным для размышлений. Наравне с такими фильмами как «Выбором Софи», «Пеплом и алмазом» или той же «Катынью» Вайды. Хотя, вероятно,  и уступает им по силе эмоционального воздействия. Короче, убедительно рекомендую.

И актерски все сделано хорошо. Особенно, это касается блестящей работы главной героини, которую играет Юлия Пересильд и, как всегда, очень мощной харизмы Сергея Гармаша.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий