Оригинал взят у stranikk в Академия смерти (Napola - Elite für den Führer, 2004)
Кинопоиск
Конечно, фашизм или, если быть точнее, нацизм – именно такого режима придерживалась Германия с 1933 по 1945 года – оправдать никак нельзя. Современные немцы до сих пор испытывают чувство вины за тот период своей истории, при этом поглядывают на своё старшее поколение с некоторым презрением – как они могли такое допустить?
Но не будем забывать, что национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) пришла к власти законным путем и установила свою диктатуру абсолютно законно. Это был правящий режим. Да, конечно, не все его поддерживали, однако иного пути развития у страны на тот момент не было, люди в этом жили – им приходилось мириться. Именно в такой контекст нас и погружает фильм Денниса Ганзеля «Академия смерти».
Шестнадцатилетний Фридрих – не убийца. Он не грезит завоеванием мира. Все, чего он хочет – просто жить. Хорошо. Достойно. Фридрих понимает, что иного пути, кроме как сливаться с нацистскими структурами просто нет. Иначе надо будет всю жизнь, как его отец, работать на фабрике. А тут выпадет случай. Просто счастливый билет.
Фридрих – хороший спортсмен. Занимается боксом. Его замечают. Приглашают в национал-политическую академию – элитная школа на тот момент. «Выпускников этой школы относят к элите общества и им уже не приходиться волноваться из-за денег», – говорит он своему младшему брату и фактически бежит от своего отца, который был против режима Гитлера, в эту самую академию.
Не из-за жажды убивать. Не из желания мстить. Фридирх просто пошел к нацистам, потому что это правящий режим, потому что они говорят правильные слова, потому что они давали ему возможность – заниматься спортом и действительно жить. Если бы он остался с отцом, то о спорте ему обязательно бы пришлось забыть, там лишь скучная работа на фабрике.
Вот эту грань и дают нам прочувствовать авторы «Академии смерти». Что не со зла все делалось. Что всегда во все времена люди просто искали лучшей жизни. И соглашались на примирение с режимом Гитлера только по этой причине.
Вспоминается фильм совсем другой категории, но на близкую тему, операция «Валькирия» с Томом Крузом. Генерал Ольбрихт там произносит фразу, смысл которой: «Я с вами если у вас все получится». То есть он был против власти Гитлера, но не хотел идти на преступление и убивать рейхсканцлера. Его теплое место ему было дороже.
Только в том фильме, потому что он американский, это преподносилось как позор, а в «Академии смерти», потому что это европейское кино, можно объяснить простым банальным желанием человека жить лучше. Фридрих в свои 16 даже помыться толком не мог – вся семья купалась в одной воде. Залазить в черную ванну он не видел смысла. В академии «НАПОЛА» при том были свои душевые.
Но не стоит думать, что главный герой отказался от своих моральных принципов. Да, он прогнулся ради личных интересов, принял режим Гитлера. Но его моральные устои остались неизменными. В академии он знакомится с Альбрехтом – человеком из семьи гауляйтера, обеспеченной и весьма почетной.
Что-то связывает этих двух парней, хотя взгляды их кажутся диаметрально противоположным. Фридирих мечтает об успешной карьере в рамках «системы», ценит грубую физическую силу. Альбрехт талантливый писатель, который ценит правду, искренние чувства, выступает против насилия и смерти, готов даже ради этого терпеть лишения и прочие ужасы.
Поменяй в роддоме этих детей – проблемы в фильме не было. У человека с фабрики вырос бы «зашуганный» хрупкий сын, который работал бы вместе с ним и тайно ненавидел режим Гитлера. А у гауляйтера был бы прекрасный боксер, который бы очень хотел сделать себе карьеру в войсках СС. Однако – не сложилось.
Альбрехт, под давлением отца, не желая отказываться от своих искренних убеждений, не соглашаясь с убийствами нацисткой Германии, совершает фактически самоубийство. Фридириха это ломает. Системе он был готов простить многое – едва ли не все. Но только не утрату таких честных, искренних, добрых и в чем-то действительно уникальных людей, как Альбрехт.
У юного Фридириха, за несогласие с системой, отбирают всю одежду. В чем пришел – в том и уходит. Пусть на улице и стоит зима. Неясно даже – дошел этот парень до дома или умер. Авторы картины нам сообщают другое.
До 1945 году в германском Рейхе существовало около 40 национал-политических учебных заведений. В них обучалось более 15 тысяч подростков. Фанатически настроенные и плохо вооруженные они оказывали ожесточенное сопротивление в дни решающих боев – когда война была фактически проиграна. Каждый второй из них – погиб.
Суждено ли было Фридириху погибнуть таким же образом? Тогда получается, что он сделал выбор, отказавшись от системы, ведь никаких благ в будущем он бы так и не получил? Но знал ли он об этом в момент своего исключения? И делал ли правильный выбор именно на тот период времени?
… нацисткая Германия продолжает ставить нам нерешаемые моральные задачи.
Кинопоиск
Конечно, фашизм или, если быть точнее, нацизм – именно такого режима придерживалась Германия с 1933 по 1945 года – оправдать никак нельзя. Современные немцы до сих пор испытывают чувство вины за тот период своей истории, при этом поглядывают на своё старшее поколение с некоторым презрением – как они могли такое допустить?
Но не будем забывать, что национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) пришла к власти законным путем и установила свою диктатуру абсолютно законно. Это был правящий режим. Да, конечно, не все его поддерживали, однако иного пути развития у страны на тот момент не было, люди в этом жили – им приходилось мириться. Именно в такой контекст нас и погружает фильм Денниса Ганзеля «Академия смерти».
Шестнадцатилетний Фридрих – не убийца. Он не грезит завоеванием мира. Все, чего он хочет – просто жить. Хорошо. Достойно. Фридрих понимает, что иного пути, кроме как сливаться с нацистскими структурами просто нет. Иначе надо будет всю жизнь, как его отец, работать на фабрике. А тут выпадет случай. Просто счастливый билет.
Фридрих – хороший спортсмен. Занимается боксом. Его замечают. Приглашают в национал-политическую академию – элитная школа на тот момент. «Выпускников этой школы относят к элите общества и им уже не приходиться волноваться из-за денег», – говорит он своему младшему брату и фактически бежит от своего отца, который был против режима Гитлера, в эту самую академию.
Не из-за жажды убивать. Не из желания мстить. Фридирх просто пошел к нацистам, потому что это правящий режим, потому что они говорят правильные слова, потому что они давали ему возможность – заниматься спортом и действительно жить. Если бы он остался с отцом, то о спорте ему обязательно бы пришлось забыть, там лишь скучная работа на фабрике.
Вот эту грань и дают нам прочувствовать авторы «Академии смерти». Что не со зла все делалось. Что всегда во все времена люди просто искали лучшей жизни. И соглашались на примирение с режимом Гитлера только по этой причине.
Вспоминается фильм совсем другой категории, но на близкую тему, операция «Валькирия» с Томом Крузом. Генерал Ольбрихт там произносит фразу, смысл которой: «Я с вами если у вас все получится». То есть он был против власти Гитлера, но не хотел идти на преступление и убивать рейхсканцлера. Его теплое место ему было дороже.
Только в том фильме, потому что он американский, это преподносилось как позор, а в «Академии смерти», потому что это европейское кино, можно объяснить простым банальным желанием человека жить лучше. Фридрих в свои 16 даже помыться толком не мог – вся семья купалась в одной воде. Залазить в черную ванну он не видел смысла. В академии «НАПОЛА» при том были свои душевые.
Но не стоит думать, что главный герой отказался от своих моральных принципов. Да, он прогнулся ради личных интересов, принял режим Гитлера. Но его моральные устои остались неизменными. В академии он знакомится с Альбрехтом – человеком из семьи гауляйтера, обеспеченной и весьма почетной.
Что-то связывает этих двух парней, хотя взгляды их кажутся диаметрально противоположным. Фридирих мечтает об успешной карьере в рамках «системы», ценит грубую физическую силу. Альбрехт талантливый писатель, который ценит правду, искренние чувства, выступает против насилия и смерти, готов даже ради этого терпеть лишения и прочие ужасы.
Поменяй в роддоме этих детей – проблемы в фильме не было. У человека с фабрики вырос бы «зашуганный» хрупкий сын, который работал бы вместе с ним и тайно ненавидел режим Гитлера. А у гауляйтера был бы прекрасный боксер, который бы очень хотел сделать себе карьеру в войсках СС. Однако – не сложилось.
Альбрехт, под давлением отца, не желая отказываться от своих искренних убеждений, не соглашаясь с убийствами нацисткой Германии, совершает фактически самоубийство. Фридириха это ломает. Системе он был готов простить многое – едва ли не все. Но только не утрату таких честных, искренних, добрых и в чем-то действительно уникальных людей, как Альбрехт.
У юного Фридириха, за несогласие с системой, отбирают всю одежду. В чем пришел – в том и уходит. Пусть на улице и стоит зима. Неясно даже – дошел этот парень до дома или умер. Авторы картины нам сообщают другое.
До 1945 году в германском Рейхе существовало около 40 национал-политических учебных заведений. В них обучалось более 15 тысяч подростков. Фанатически настроенные и плохо вооруженные они оказывали ожесточенное сопротивление в дни решающих боев – когда война была фактически проиграна. Каждый второй из них – погиб.
Суждено ли было Фридириху погибнуть таким же образом? Тогда получается, что он сделал выбор, отказавшись от системы, ведь никаких благ в будущем он бы так и не получил? Но знал ли он об этом в момент своего исключения? И делал ли правильный выбор именно на тот период времени?
… нацисткая Германия продолжает ставить нам нерешаемые моральные задачи.
По поводу того, что иного пути развития не было, людям приходилось мириться, а главный герой просто хотел жить. Под "Дюнкерком" я уже писал, что жизнь не является чем-то данным нам извне или сверху. Мы сами ее создаем, в том числе, когда заявляем, что "иного пути развития не было и приходилось мириться". Потому что потом за свое смирение придется платить. По этому поводу хорошо сказал в фильме Вендерса бывший нацист: "Мы разделяли (почти как ты сейчас) естественную жизнь и политику. И из нашей защиты естественного от ненавистной политики в конце концов получилась самая ужасная политика".
ОтветитьУдалитьЗабыл указать название фильма Вендерса - "Ложное движение".
ОтветитьУдалить