среда, 11 июля 2018 г.

"Дневник горничной" (1946, 1964, 2015)

Оригинал взят у beauty_spirit в Дневник горничной / Journal d'une femme de chambre, 2015

Кинопоиск

«Снаружи — роза, а внутри — гниль… Они не могут держаться на ногах, не могут ходить, не могут жить без поясов, без бандажей на животе, без пессариев. Сколько тут тайных ужасов и сложных механизмов… И это не мешает им чувствовать себя превосходно, когда они бывают в обществе. Наоборот! Как они кокетничают, флиртуют по углам, выставляют напоказ свои разрисованные прелести, как стреляют глазами и вертят хвостом! А настоящее им место в банке со спиртом».

Эпоха Октава Мирбо, которого очень любил наше все Лев Николаич Толстой, было временем революций и реставраций, зарождения новых идеологий и разложения старых принципов. Временем воли к власти, попрания человека, внутреннего разорения и предчувствия того дня, когда, казалось созданная на века, Третья Республика падет от одного удара кованого сапога. Сам Мирбо до этого уже не доживет, но его роман «Дневник горничной» - это обличение Belle Époque и прозрение всех великих катаклизмов ХХ века.

Фильм Бенуа Жако ругали в первую очередь за то, что это произведение уже дважды экранизировали классики французского кинематографа Ренуар и Бунюэль, поэтому версия 2015 года не добавляет к восприятию ничего нового. Очень жаль. Потому что обе старые экранизации серьезно отрываются от текста, полемизируя с ним. По большому счету, это самостоятельные произведения с гуманистическим смыслом и гораздо более оптимистичным, чем у Мирбо, взглядом на человеческую природу, где от самого «Дневника» остается только время-место действия и имена ключевых персонажей.

Особенно это хорошо видно по фильму Ренура, который он снял уже в Америке, видимо следуя пожеланиям заказчика. Получилась настоящая сказка про Золушку, которая добилась своего счастья. Сцена, где Селестина раздает серебро с повозки – это уже какой-то апофеоз доброты, которая лилась полтора часа с экрана на зрителя. Все негодяи будут наказаны, любящие сердца соединятся, и будут жить долго и счастливо. Увидеть во всем этом желчность оригинала невозможно даже под микроскопом, но Голливуд 40-х явно нуждался в таких розовых очках.

Кинопоиск

Экранизация Бунюэля уже ближе к сути. Исчезают намеки на то, что речь идет о дневнике, но преобладают мрачные тона и темные стороны человеческой натуры. Жанна Моро в главной роли похожа на себя же в «Мадемуазеле» Тони Ричардсона, но у нее есть ниточка, которая не дает ей разорвать со всем «слишком человеческим» и окончательно потерять себя – несмотря на весь свой цинизм, она по-матерински нежно любит маленькую Клару.

Кинопоиск

В версии Жако нет места человеколюбию и спасительным иллюзиям, которые суть есть нас возвышающий обман. Ибо она буквально следует и букве и духу романа, когда-то ставшего пощечиной общественному мнению. В кадре маленькие люди, недоговоренности, некоммуникабельность и жизнь «Прекрасной эпохи», поданная с изнанки, где она не кажется столь уж прекрасной. Искусственная красота, поддельные чувства, безысходность, унижение и скрытое психологическое насилие, которое тем страшнее, что не принимает форм первобытной резни. Жесткая классовая иерархия, где молодая прислуга в наиболее уязвимом положении, в самом низу социальной лестницы. Селестина умна, хороша собой, наблюдательна и иронична. Ее заметки о затянутом в тугой корсет мире безжалостны и неутешительны. Гордость – и враг, и друг Селестины. Гордость мешает ей быть хорошей прислугой или стать проституткой. Гордость ломает, но гордость подсказывает цели, смыслы и средства – когда-нибудь однажды стать самой госпожой и владелицей лавочки.

Фильм 2015 года, как и роман в свое время, потому многим и не нравится, что в изображении аристократии и приходящей ей на смену буржуазии, можно увидеть то дерьмо, которое есть во многих. Дело не в моральных дилеммах – преврати общественное устройство в инструмент прессинга и те, кого прессуют, будут по инерции передавать силу нижестоящим, или выбьют снизу поршень. Другую модель поведения им просто неоткуда взять. Рыба гниет с головы, но низшие классы являются полноценным отражением пороков высших. Только без их ресурсов и власти. Но националистические предрассудки, смешавшись с мечтами о господстве, приведут маленького, задерганного, но привыкшего к подчинению, человека к новым идеям, от жуткости которых будут рассыпаться кости в прах. Дайте ему возможности, скажите куда идти и посмотрите, что будет. Диктатура мелких лавочников – вот что, но об этом много писали уже другие авторы.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало июля.

2 комментария:

  1. фильм 2015 года понравился больше остальных, т.к. действительно здорово передает атмосферу самого романа, который читать откровенно неприятно, но и забыть его невозможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что в середине прошлого века лучше понимали, к чему приводят такие отношения. Начало 21-го века очень похоже на начало 20-го. Можно, конечно, сказать, что последняя версия более достоверная. Вопрос только, к чему нас приведет такая достоверность.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.