пятница, 13 июля 2018 г.

"Последствия" (2016)

Оригинал взят у jacob_burns в Последствия / Aftermath (2017)

Кинопоиск

Фильм по реальным событиям, известным как "Столкновение над Боденским озером". В 2002 году в воздушном пространстве Германии произошло столкновение башкирского ТУ-154, летевшего из Москвы в Барселону, с боингом 757 компании DHL, следовавшим в Брюссель. Надо отметить, что следствие показало скорее системные причины трагедии, нежели ошибку одного человека. Тем не менее Виктор Калоев, потерявший жену и двоих детей в той катастрофе, убил диспетчера Петера Нильсена на пороге собственного дома.

"Последствия" - довольно близкая к реальности экранизация тех событий, в частности, того самого убийства. Забегая вперед, реальность - лучшее, что есть в фильме.

Скажу сразу, фильм мне не понравился, хотя все предпосылки были в его пользу. Это и достаточно драматичные и не слишком тривиальные события. На самом деле жизнь подарила кинематографистам весьма богатый, фактурный материал, дорого оплаченный кровью и судьбами. Это и участие в проекте Даррена Аронофски. Ну и Шварцнеггер в драматической роли вызывает интерес, по крайней мере у меня.

Первое - действие полностью перенесено в Соединенные Штаты. Персонажа Шварцнеггера зовут здесь "Роман Мельник", это русский эмигрант (Калоев - осетин, но этот нюанс не так важен), работающий на стройке.

События той ночи хотя и упрощены, но суть передана верно. В реальности полеты контролировала швейцарская компания, работавшая по аутсорсингу. Впоследствии суд признал такое сотрудничество незаконным и ответственность возложил на Германию. Диспетчер работал в Цюрихе. Вообще, мне кажется, что вся эта история абсолютно европейская, и возможно, что старосветский фильм на эту тему оказался бы тоньше и психологичнее, чем американский в американском антураже.

Причинами аварии были с одной стороны недоработки швейцарской компании (а они реально отнеслись к делу спустя рукава, почему и важна эта информация об аутсорсинге): маленький штат, в ту ночь дежурили только два человека, одна телефонная сеть была отключена, другая тупо не работала, система, предупреждающая диспетчера об опасности аварии, также не работала. Возникла нештаная ситуация с другим рейсом, который надо было куда-то перенаправить, что в условиях без телефонной связи оказалось затруднительно. Ну и напарник Петера вышел по какой-то надобности. Почти все это есть в фильме - перебои с телефонией, два диспетчера, один из которых отлучился на миниперерыв, другой рейс, отвлекающий диспетчера.

С другой стороны был конфликт между приказами диспетчера и сигналами автоматической системы ACAS/TCAS, которые противоречили друг другу. И уже была ранее авария, случившаяся по вине этой системы. Этого в фильме нет, ну и не надо, переусложнило бы.

"Из жизни" взято ожерелье дочери Калоева (в фильме Мельника), в честь которого был создан мемориал на месте катастрофы.

Проблема "Последствий" - отсутствие идеи. Авторы либо не определились, что хотят сказать, либо они хотели сказать что-то очень странное.

В фильме есть два ключевых персонажа: Мельник и диспетчер Джейкоб Бонанос. Так вот, главным героем оказывается не Мельник, с его горем. Во главе угла стоит Джейк с его переживаниями. И его страдания оказываются важнее, чем страдания отца, потерявшего дочь.

И эта такая чисто американская история. Бонанос показан как человек жалкий, но несет он свою "Жалкость" с редким достоинством. И как нам представляют этого персонажа? Это человек все время шутит. Сначала он шутит с женой во время секса. И они заливаются смехом. не прекращая процесса (и это не "Родина", процесс нам особо не показывают). Потом они беседуют с женой, и он признается, что до брака он спал со своим плюшевым медвежонком, и это вызывает у супругов взрыв веселья и очередной приступ остроумия. Сцена, кстати, и впрямь забавная. В это время я еще усиленно пытался убедить себя, что фильм хороший.

Как представляют Мельника? Вообще никаких полутонов, никаких тонкостей. Вот он, передовой работник, трудоголик, которого начальство пинками выгоняет в отгул, чтобы работяга встретил семью. И дом у него в пригороде, и украсил он его по-американски гирляндами. Все это смотрится как начало боевика с тем же Шварцнеггером, этакое позднее "коммандо". Ну правда, все настолько плоское и картонное, и нет никакой в Мельнике русскости, кроме легкой униженности в разговорах в сильными мира сего в аэропорту, но это еще до известия.

Дальше будут спойлеры, хотя никаких существенных отклонений от истории в фильме нет, мы знаем что произойдет.

После хорошо проработанной сцены извещения об аварии начинается "боллитра" в худшем своем проявлении. Нет ни правых, ни виноватых, авария - чистая случайность и стечение обстоятельств.

Показаны два человека с двумя болями. Роман Мельник, скорбящий о своей семье, которая была для него всем (что немного расходится с тем, что он показан как трудоголик, но это я могу понять: люди, особенно в эмиграции, пашут как проклятые ради той же семьи).

Есть диспетчер, который реально прошляпил аварию, хотя нельзя отрицать, что обстоятельства были не идеальные. И с точки зрения коллег и близких жертва в этой ситуации он. Все его утешают и поддерживают. Вроде как бы общественность им "недовольна", что проявляется в надписях "убийца" на стенах дома. Но никого, кажется, эти надписи не волнуют. Жена его все же бросает, но не сильно, а типа на время, чтобы не травмировать ребенка его депрессией. И без развода, его возможная вина вообще не обсуждается в семье, надписи на стенах тоже не упоминаются.

И вообще не ясно, кто эти надписи сделал. Журналисты дом, конечно, осаждают, но каких-то пикетов, агрессивной толпы и даже агрессивных одиночек на горизонте не наблюдается.

И так все время. Вешаются на стену ружья, которые либо не стреляют, либо больше походят на рояль в кустах.

Появляется персонаж - журналистка, которая пишет "честную" книгу" о происшедшем. Появляется она два раза. Первый - она представляется Мельнику через закрытую дверь. Второй раз через год Мельник ее находит, чтобы выпытать координаты диспетчера.

Мельник приходит на встречу с юристами авиакомпании. Оттуда мы узнаем, что Мельник подал на них в суд. Юристы пытаются от него откупиться, предлагая 160 тысяч (реальная сумма, именно столько заплатили семьям погибших, правда, в евро). Мельнику деньги не нужны, нужны извинения. Вместо них представители ему хамят. Ясно, что юристы могут обсуждать только деньги. Хорошо, они прессуют Мельника. Мельник на них срывается, но что дальше? А ничего. Тема с иском никак не продолжается. То есть на этой сцене его взаимоотношения с компанией окончены.

Прошел год. Джейк под новым именем начинает новую жизнь и вроде все у него налаживается. И семья к нему постепенно возвращается. И тут их находит Мельник и опять требует извинений. Реакция Джейка вполне оправдана - он боится за ребенка, за семью, которая в первый раз за год сейчас с ним. Потому он встречает Мельника агрессивно, и Мельник срывается и убивает его. А потом теряет связь с реальностью, не понимает, где он и что происходит.

И эта довольно-таки сильная сцена - опять подарок от жизни. Именно так все и произошло - Виктор требовал от диспетчера извинений, тот гневно оттолкнул его руку с фото, и тогда Виктор убил Петера.

И опять временной провал, Роман отсидел десять лет (в реальности - гораздо меньше), вышел по УДО и сразу из тюрьмы отправился на кладбище, на могилу семьи.

И тут момент истины. Мельника там находит выросший сын Джейка, угрожает Роману пистолетом. Роман перед ним извиняется (не верю. что Виктор это бы сделал) и рассказывает, как он сожалеет. Джейк не убивает Романа, говоря, что он "не так воспитан".

Какой я делаю вывод из этой фальшивой голливудской сцены? Мельник с точки зрения создателей - чудовище из-за жажды мести и нежелания смириться с потерей. Джейк - жертва. И пусть он был отчасти виновником сотен смертей, его жалко, и его убийство - преступление, а смерть пассажиров - несчастный случай. Показать Мельника плохишом создателям не позволяет "внутренняя интеллигентность". Такое горе у человека. Но все равно, он раскаивается в содеянном, а сын Джейка выше его морально, потому что отказался от мести.

Какие-то аналогии с отношениями между Америкой и Россией проводите сами.

Резюмирую. Все лучшее, что есть в фильме - все детали, включая желание Мельника получить извинения хоть от кого-то из виновников, взято из жизни. Все остальное - голливудская мелодрама, мораль которой с одной стороны спорна, с другой даже она не показана четко, фильм состоит из несвязанных сцен, которые не выстраиваются в концепцию и сюжет.

Как справляется с драматической ролью Шварц? По большому счету хорошо. Ему удается образ сильного горюющего мужчины, потерявшего смысл жизни. Была дурная сцена, где Арнольд сделал плачущее лицо. При этом актер дубляжа даже не пытался как-то отобразить это интонацией, а продолжал говорить псевдоспокойным тоном человека, с трудом скрывающего боль, что во всех остальных случаях Шварцнеггер и играл.

Документальный фильм (а такие снимались) может оказаться гораздо более впечатляющим, чем эта приукрашенная версия. Хотя это любопытный артефакт, помогающий понять американский менталитет. Я не рекомендую этот фильм.

5 комментариев:

  1. А я тоже писал отзыв на этот фильм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можете оставить здесь ссылку. Мне не всегда удается отследить, кто еще из участников писал о конкретном фильме.

      Удалить
    2. https://dm-bondarenko.livejournal.com/26170.html

      Удалить
    3. https://dm-bondarenko.livejournal.com/26170.html

      Сделал ссылку активной. Блоггер почему-то ссылки не активирует.

      Удалить
    4. В данной ситуации обвинять диспетчера не в чем. Виновата была компания, которая так организовала работу диспетчеров. Поэтому и прототипу, и герою Шварцнегера нужно было направить свой гнев на владельцев компании, в которой работал диспетчер.
      Недавний пожар в торговом центре, где мужчина потерял всю семью, очень напоминает сюжет фильма. Но здесь, по крайне мере, люди уже не стали нападать на стрелочников. Постепенно приходит осознание, что дело не в диспетчерах.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.