воскресенье, 29 июля 2018 г.

"Большое космическое путешествие" (1975)

Оригинал взят у zina_korzina в Большой облом.

Кинопоиск

Для людей моего поколения не было большего кино-облома, чем фильм «Большое космическое путешествие». Можно сколько угодно восторгаться саундтреком (действительно - гениальным) и очаровательной глав-героиней в исполнении Милы Берлинской (ныне - пианистки). Всё это - мелочи и антураж по сравнению с тем кукишем, который был нам показан в финале. Нет, деточки, никакого вам Космоса не будет - всё это блеф, игра, симулятор, имитатор. Вы - дураки, деточки. Очарованные «Отроками во Вселенной» и прочими вояжами в направлении Кассиопеи, мы искренне недоумевали: зачем? Почему? И что тут крутого, интересного или хотя бы - смешного? Это как развернуть конфетку и обнаружить там пустоту. Помните этот фрагмент в другом фильме - вовсе не фантастическом? «Серёжа» по знаменитой повести Веры Пановой. Мальчику суют конфету, а там - ничего. И тогда мальчик спрашивает: «Дядя Петя, ты дурак?» Примерно это хотелось сказать и создателям этой ...феерии.

Но они не виноваты, разумеется. Просто мы все тогда дружно расхотели в Космос. Он перестал быть целью, оставаясь всё ещё антуражно-плакатной догмой. Что характерно, пьеса Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…», напечатанная в журнале «Пионер» в 1970-м году не навевает депрессивных мыслей. Там всё на своих местах. И финал там вот какой: «Советский народ желает счастливого полета школьникам Советского Союза - экипажу космоплана "Пионер-1", совершающему рейс Земля - Марс. С Новым годом, Вселенная!" Начинают бить кремлевские куранты». То есть имитация-испытание - это было, но потом они всё равно полетели. В кинокартине же мы видим только тренировку. Модель полёта. Симулятор приключений. Но. Мы-то это считывали, как ...конец. В финале - ощущение давящей скуки и вселенского обмана.

Зато красиво показана земная жизнь главных героев - их увлечения, смыслы, первую подростковую любовь. Зачем вам ещё Космос? На самом деле, фильм - гениальный. Тонкий. Провидческий. Как многие подобные вещи - случайно получившийся таковым. Это как в киноверсии «Приключений Электроника» - никаких научных прорывов. Киборг нужен для того чтобы гладить брюки, чинить игрушечных мартышек и петь голосом Робертино Лоретти. Ну, или воровать картины. Всё - на земле. Эпоха не требовала никаких планетолётов и марсоходов, точнее - они стали интересны только специалистам и отдельным фанатам. Остальным - земные радости. Поэтому столь неубедительно прозвучали слова космонавта Алексея Леонова в финале картины. Он говорил нам, что если мы захотим, то мы полетим в Космос. Если захотим. Но мы не захотели. Большое космическое путешествие? Зачем? Впрочем, на тот момент времени, и сама советская власть (увы) сделалась таким вот симулятором... Но это уже совсем другая история.

15 комментариев:

  1. Да, этот монолог Ярвета невозможно забыть. Что же касается предмета рецензии, то этот фильм я так никогда и не видела - ко времени его выхода на экраны я была уже слишком взрослой. А вот "Москву-Кассиопею" и "Отроков во вселенной" я посмотреть успела - хотя и только потому, что водила в кино младшего брата. Но в тех, конечно, не было никакого "кидалова" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мой первый аватар в ЖЖ был кадр из этого эпизода. Я его сейчас использовал. Я тоже плохо помню этот фильм. Не знаю, почему он меня оставил равнодушным. Надо будет пересмотреть, чтобы понять. Недавно смотрел "Москву-Кассиопею". Как же меня достали эти картонные герои. Единственный живой человек оказался раздолбаем, чуть не погубившим экспедицию. А насчет "кидалова", так один комментатор под оригиналом считает таковым героя Смоктуновского.

      Удалить
    2. я смотрел Кассиопею в конце 80-х уже по телевизору.
      И чистое детское впечатление осталось. Мир из которого отроки отправляются во вселенную для меня дошкольника был более непонятен чем иная планета :) Тинейджерское соперничество, первая любовь... Для меня это было далеко. Я действительно воспринимал как чистую монету эту школьную жизнь 1974 года. Старшеклассник-вундеркинд Витя Середа, второй паренек с феноменальной памятью, хулиган-изобретатель. Я не сличал эти образы и эту жизнь с реальной, где были драки район на район, промышленные "несуны" и т.д.
      А вот Альфа созвездия Кассиопея это классная антиутопия живущая по своим законам. Человек против идеального разума который хочет всех сделать счастливым. Об этом и "Альфавиль" на 10 лет раньше и "Терминитор" на 10 позже. И "Матрица" через 25 лет.

      Удалить
    3. а кто такой ИОО я до сих пор не пойму. Мистический персонаж живущий не по законам научной фантастики.
      Может это всесильный "человек в штатском" :)

      Удалить
    4. Вот в этом и суть: фантастика не в космолетах и роботах, а людях и отношениях между ними, которых в реальности не было. В реальности - "Мой друг Иван Лапшин" и его персонажи.

      Удалить
  2. бальзам на душу :)
    "милая! Разве это чай? Это же анализ!" - Герман из "Космос как предчувствие" :)

    ОтветитьУдалить
  3. Зина (на самом деле не Зина) представляет интереснейшую категорию людей. Советское детство - несовесткая молодость.
    Они готовились если не в космос, то в кресло редактора газеты завтра. А злые демократы украли их будущее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне интересно читать ее рецензии. Мы с ней ровесники и со многим я согласен. Кроме выводов, которые она делает. Чтобы понимать этого автора, надо знать, как писались статьи в советское время. Излагалась какая-либо проблема, а к ней потом приделывали анализ с позиции марксизма-ленинизма. Люди в те времена привыкали читать только то, что относилось к делу, а остальное просто не замечали. Вот и я так читаю рецензии этого автора. У меня в этом деле богатый опыт, так как всю западную экономическую теорию мы изучали по учебнику "Критика буржуазных экономических учений". Мы изучали суть, а критику выбрасывали как шелуху от семечек.

      Удалить
    2. в последние годы стал задумываться как работает агитационная машина и понял что не важно что говорят, важно где говорят. В 90-е была газета "Завтра" но большинство населения ее не читала. А в телевизоре были Сванидзе, Е. Киселев, Ю. Гусман и т.д.
      Сейчас тоже продается "НОвая газета" но большинство населения ее не читает. А в телевизоре... имя им легион.
      Информация (или дезинформация) подается на главных :) площадках 24 часа в сутки. Зритель принимает ее как само-собой разумеющееся. Как школьный учебник физики
      Если бы Первый канал был как сейчас, а второй как Дождь - агитация бы не работала.
      Так что то что пишет Зина так же неважно как и то что пишу я :) Хотя она в ТОПе

      Удалить
  4. Согласна, что таинственный "ИОО" в фильмах Викторова явно намекал, что все проистекающее на экране - не более чем сказка, но мне это не помешало.

    Согласна с Вами и в том, что из всех детей лучше всех сыграл Басов-сын - я даже думала, что он должен был бы стать прекрасным взрослым актером, но этого, увы, не случилось: не помню ни одной его последующей роли, где он был бы столь же выразителен, как в этой. Я помню, мне еще понравилась девочка с геологическим молотком - Ирина Попова (впоследствии Савина), но выдающейся актрисой она тоже не стала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это сын Басова?! Тогда понятно, откуда у него такая органичность в кадре. Но что касается детей знаменитых актеров, то здесь я почти всегда убеждаюсь, что природа на детях отдыхает. Точнее, у детей нет того стимула. Они уже и так знаменитые по происхождению как отпрыски королевской семьи. Помните, в "Сталкере": "Ведь человек пишет потому, что не знает, мучается. А если я буду знать, что талантлив, то зачем мне писать?"

      Удалить
  5. Ну да, это Владимир Басов-младший :) Вот статья о нем в Вики. Помимо актерских работ, он снял еще немало фильмов в качестве режиссера, но тоже, как я понимаю, не слишком удачных.

    Что же касается участи детей талантов, то, я боюсь, ей не позавидуешь :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько я помню, Цветаева повесилась после того, как ее не взяли на работу то ли уборщицей, то ли посудомойкой.

      Удалить
  6. Насколько я понимаю, конкретная причина ее гибели не совсем ясна. В любом случае это было гораздо позже, чем редактирование Алиных дневников.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.