четверг, 19 июля 2018 г.

"Вакольда" (2013)

Кинопоиск


Южная Америка. Патагония. 1960 год. На привале в пустыне одинокий путник Гельмут Грегор встречает девочку Лилит и её семью. Они направляются на юг и он становится их попутчиком. Вскоре поездка заканчивается и Гельмут находит приют в отеле, которым владеют Эва и Энсо - родители Лилит. Пройдет немного времени и новый постоялец станет почти что другом для девочки, страдающей от слишком малого для её возраста роста, и даже займется её лечением, одновременно осуществляя мечту Энсо о массовом заводском производстве кукол, которые до того производились руками одного только Энсо, да и то в единичных экземплярах. Всё идет хорошо, вот только человек, ставший неофициальным лечащим врачом Лилит постоянно делает странные записи в своей записной книжке, в одном из разговоров упоминает о детях солнца, живущих в подземных городах, и категорически возражает против остановки лечения Лилит, несмотря на то, что стали появляться тревожные эффекты. Если бы только Эва и Энсо знали, какого человека они привезли к себе в дом и впустили в семью...

Отзвуки Второй мировой войны. СССР с союзниками повернули ход войны вспять, пришел май 1945 года, объявление о капитуляции и нюрнбергский процесс, а затем на нашей несчастной планете воцарился относительный мир. И в этом мире, в тишине и покое укрылись те, кто пережил все бомбардировки союзников и, в конце концов, сумел избежать наказания за тысячи и миллионы расстрелянных, запытанных и сожженных.

Некоторых ученых, официально напрямую непричастных к преступлениям рейха взяли под крыло американские спецслужбы в рамках так называемой операции "Скрепка". Стоявшие до того над ними самозванные апостолы высшей расы сменили имя и фамилию, а потом решили дожить свои дни в глухих уголках планеты, где они будут знакомы немногим местным, но при этом так и останутся неузнанными. Об одном из беглецов и был написан одноименный роман Лусии Пуэнсо, которая чуть позже переработала книжный текст в сценарий, а затем, утвердившись на посту режиссёра, экранизировала его. В 2013 году фильм был показан на Каннском кинофестивале в категории "Особый взгляд".

В итоге получилась тихая, неторопливая, история семьи и человека, при взгляде на которого могут родиться только положительные ассоциации.
Сдержанный, вежливый, опрятный, пунктуальный, внимательный и знающий. Ветеринар, работающий над улучшением породы скота с помощью гормонов. Человек, утверждающий, что его долг - помогать слабым. Самый настоящий идеал интеллигента, один из тех людей, что поддерживают общество на плаву, работая за гроши во имя блага и при этом сохраняя в себе тот огонек настоящего ума и культуры, который легко может сгинуть в хаосе разрушительных перемен. Замечательно, если бы не одно "но"...

Катастрофы явные ужасают, но зачастую производят их люди, которые не кажутся ужасными внешне. Они могут быть даже вполне респектабельными и далеко не каждый поймет, что имеет дело с людьми, уже потерявшими целый ряд человеческих качеств, в каком-то смысле даже ставшими нелюдями. 
не из фильма

Именно так. Потому хочу отметь Алекса Брендемюля, сыгравшего здесь главного отрицательного персонажа, одного из нацистских преступников, врача вывернувшего наизнанку клятву Гиппократа - Йозефа Менгеле. Сразу хочу сказать, что я плохой физиономист, но по-моему Брендемюль идеально попал в роль и выдал на камеру доброжелательную маску из-под которой лишь на доли мгновения, через улыбку, спаянную с тем самым пристальным взглядом с каким энтомолог может рассматривать жучка на булавке, в мимоходом брошенном слове, проявляются черты человека, прозванного узниками концлагерей "ангелом смерти".


Патагония - идеальное место для того, кто хочет скрыться и пропасть с глаз бОльшей части человечества, а также идеальная площадка для выражение многого из того, что заложено подстрочным смыслом в этот фильм. Посмотрите на эти ландшафты и пейзажи удивительно схожие с теми, что царят в поясе умеренного климата Европы, то есть как раз там, где и находится Германия, ставшая на определенном отрезке своего исторического пути родиной фашизма.

Если смотреть через призму сюжета, кажется, будто спокойная и доброжелательная маска беглого нациста буквально растворяется и мимикрирует на фоне застывших в своем спокойствии дественных лесов, заснеженных гор и недвижной глади озер. И грозы здесь случаются лишь в те минуты, когда под покровом невозмутимости из-за тех или иных обстоятельств зарождается напряжение.


Кукла - невинная детская игрушка и любимица девочек, медленно и поштучно появляющаяся на свет благодаря мастерству рук Энсо. Конечно, в кустарных условиях, при недостатке времени и материалов куклы получаются самыми простыми, совсем не такими, какими бы их в идеале хотел бы создавать отец Лилит. Идеи Энсо в виде чертежей, схем и рисунков развешаны по стенам его сарая и остаются там до тех пор пока "друг семьи" Гельмут не решает сделать определенный вклад в дело и использовать свои знакомства, чтобы поставить производство на поток. Помощь идет впрок и вскоре зритель имеет возможность наблюдать не одну и не две, а десятки кукол, собранных руками работников небольшого заводика.

И тут надо вспомнить, что знакомство зрителя с девочкой Лилит сопряжено с появлением в кадре одной из кукол Энсо, Вакольдой, в честь которой и был назван как роман-первоисточник, так и фильм. Кукла та была немного поломанной, внутри неё не было сердца...

Что ж, та поломка более не проблема. Стоит только прийти в помещение заводика и увидеть аккуратные ряды из кукол и разложенные на рабочих столах пластиковые головы, руки, ноги, глаза... При необходимости работники заводика могут сделать куклу, снабженную той или иной механикой, в том числе и бьющимся сердцем.

Вот она - мечта во плоти. Вопрос лишь в том - чья мечта? Ведь в контексте сюжета обыкновенное, с виду ничем не примечательное производство кукол невольно становится образом того, что происходило внутри концлагерей, фабрик смерти, где у приговоренных к ликвидации методично изымали всё, что только можно, выдирали золотые зубы и собирали пепел от сожженных тел, чтобы потом переплавить или использовать иным способом. Всё для рейха, всё для "детей солнца", идеальных представителей нордической расы, над созданием которых и трудился вместе с остальными Менгеле.

Тогда рейх был силен и в распоряжении "ангела смерти" было множество подопытных "кукол", но времена изменились и теперь фанатик вынужден довольствоваться редкими "образцами", с которыми его сталкивает случай. Масштабы уже не те, но логика и смысл остаются прежними. И Лилит, и те, чьи пути пересеклись с учтивым доктором ранее, и те, кому суждено встретиться с ним: все они были и будут для него всего лишь расходными материалами, куклами, которым заранее было отказано в праве на будущее.

Вскоре маски сбрасываются и казавшееся чудесным лечение становится угрозой для жизни Лилит. Впрочем, для немецкого доктора это уже не имеет значения.

Его записная книжка уже успела пополниться полезными для "детей солнца" записями, а в спину уже дышат посланные за беглым нацистом агенты Моссада.
Да, помимо всего прочего, сюжет Лусии Пуэнсо содержит в себе и детективную составляющую. Проходя параллельно с основной драмой, слежка израильской разведки за Менгеле довольствуется второстепенной ролью в общей канве истории, но при этом задает неплохое напряжение в концовке.

В итоге можно сказать, что получилось добротное серьезное кино, во многом основанное на реальных исторических событиях, но, к сожалению, имеющее довольно серьезные логические дыры. Впрочем, последнее сполна компенсируется заложенными в сюжет образами, над которыми стоит задуматься.


Кроме того, фильм стоит посмотреть поклонникам Наталии Орейро, сыгравшей роль Эвы (Евы), матери Лилит.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.