Оригинал взят у Юлия Тимофеева в Палач и жертва
Кинопоиск Кинопоиск
В 2015 году "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке получила польская лента "Ида". Зрители фильма наверняка найдут в нем много общего с фильмом "Где бы ты ни был".
И тот и другой фильм можно отнести к жанру роуд-муви, и там и там поднимается тема нацистских преступлений, главные герои - юная монахиня в "Иде" и рок-звезда в "Где бы ты ни был" разыскивают палачей своих предков и это дает им возможность совершить инициацию и перейти в другой духовный статус.
В каком-то смысле оба фильма перекликаются с лентой "Ночной портье" далекого 57-го года, в котором впервые тема фашизма рассматривается через призму связи палача и жертвы, тех особых отношений, которые между ними складываются. Экстремальные условия, в которых встречаются носители этих ролей, создает хаотический взрыв мощнейших чувств, которые в тот момент невозможно разделить на составляющие, чтобы справиться с ними. Из-за этого между палачем и жертвой происходит спайка невероятной крепости, которая ведет к возникновению новой - общей для обоих - судьбы. По профессиональному опыту мне хорошо известно, что чем хуже отношения между ребенком и родителями - тем сложнее ребенку сепарироваться, отделиться от них, чтобы начать собственную жизнь. Все плохое и сложное соединяет в монолит, только хорошее позволят родиться свободе.
В "Ночном портье" (как и в фильме "Выбор Софи", где нацисты ставят мать двоих детей, героиню Мерил Стрип, перед нечеловеческим выбором - кого из двоих послать на гибель) рефлексировать над случившимся приходится самим участникам событий, и они с этим не справляются.
В "Иде" и "Где бы ты ни был" с травмой нацистстких преступлений пытаются справиться потомки. Это хорошо показывает, как потомки становятся заложниками судьбы предков, как работает трансгенерационная травма. Ту душевную и духовную работу, на которую не было сил у предков, вынуждены выполнять их дети и внуки. Герой Шона Пенна в "Где бы ты ни был" изначально хочет отомстить фашисту, убить его, но встретившись с жалким стариком, увидев в нем человека, уезжает, так и не сделав выстрела. Ида находит останки своих родителей и производит перезахоронение, не тронув палача, который и помог найти мощи. В этом молодой монахине помогает ее тетя - человек, который из жертвы стал палачем, идентифицировавшись с агрессором, что еще раз показывает связь преступника и жертвы.
Я знаю, что многие мои коллеги скептически относятся к методу системных расстановок Хеллингера, но я ценю его именно за эту возможность - увидеть свою связь с судьбой предков и отрефлексировать ее. По моему опыту, большинство расстановок так или иначе выводят к темам репрессий, концлагерей, ссылок - всего того ужаса, которого не избежал в истории рода почти никто из нас. Всем нашим отцам и дедам приходилось быть либо палачами, либо жертвами, и часто не по своей воле.
Какое-то время назад в сети была очень популярна статья Людмилы Петрановской о травме поколений. Названные здесь фильмы рассматривают ту же проблему с помощью инструментов искусства. Я думаю, что эта тема чрезвычайно важна для всех нас, и ожесточенные споры по следам последнего празднования дня Победы показали, что эмоционально мы все еще там. И нам, как героям "Иды" и "Где бы ты ни был" еще только предстоит узнавать, понимать, возможно, прощать и - освобождаться для собственной судьбы.
Все это так же важно с точки зрения личной судьбы каждого человека. В работе я часто сталкиваюсь со стремлением к мести, с теми последствиями, к которым приводит месть. Даже если человек совершает эту месть только в собственной фантазии (а работа с психотерапевтом дает ему возможность не воплощать страшные замыслы, которые могут разрушить его жизнь), все равно его внутренний мир окрашен невыносимой жестокостью, от которой он сам же и страдает. В процессе работы месть может преобразоваться в понимание, прощение, принятие своей Тени, как это случилось с героями названных фильмов.
Кинопоиск Кинопоиск
В 2015 году "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке получила польская лента "Ида". Зрители фильма наверняка найдут в нем много общего с фильмом "Где бы ты ни был".
И тот и другой фильм можно отнести к жанру роуд-муви, и там и там поднимается тема нацистских преступлений, главные герои - юная монахиня в "Иде" и рок-звезда в "Где бы ты ни был" разыскивают палачей своих предков и это дает им возможность совершить инициацию и перейти в другой духовный статус.
В каком-то смысле оба фильма перекликаются с лентой "Ночной портье" далекого 57-го года, в котором впервые тема фашизма рассматривается через призму связи палача и жертвы, тех особых отношений, которые между ними складываются. Экстремальные условия, в которых встречаются носители этих ролей, создает хаотический взрыв мощнейших чувств, которые в тот момент невозможно разделить на составляющие, чтобы справиться с ними. Из-за этого между палачем и жертвой происходит спайка невероятной крепости, которая ведет к возникновению новой - общей для обоих - судьбы. По профессиональному опыту мне хорошо известно, что чем хуже отношения между ребенком и родителями - тем сложнее ребенку сепарироваться, отделиться от них, чтобы начать собственную жизнь. Все плохое и сложное соединяет в монолит, только хорошее позволят родиться свободе.
В "Ночном портье" (как и в фильме "Выбор Софи", где нацисты ставят мать двоих детей, героиню Мерил Стрип, перед нечеловеческим выбором - кого из двоих послать на гибель) рефлексировать над случившимся приходится самим участникам событий, и они с этим не справляются.
В "Иде" и "Где бы ты ни был" с травмой нацистстких преступлений пытаются справиться потомки. Это хорошо показывает, как потомки становятся заложниками судьбы предков, как работает трансгенерационная травма. Ту душевную и духовную работу, на которую не было сил у предков, вынуждены выполнять их дети и внуки. Герой Шона Пенна в "Где бы ты ни был" изначально хочет отомстить фашисту, убить его, но встретившись с жалким стариком, увидев в нем человека, уезжает, так и не сделав выстрела. Ида находит останки своих родителей и производит перезахоронение, не тронув палача, который и помог найти мощи. В этом молодой монахине помогает ее тетя - человек, который из жертвы стал палачем, идентифицировавшись с агрессором, что еще раз показывает связь преступника и жертвы.
Я знаю, что многие мои коллеги скептически относятся к методу системных расстановок Хеллингера, но я ценю его именно за эту возможность - увидеть свою связь с судьбой предков и отрефлексировать ее. По моему опыту, большинство расстановок так или иначе выводят к темам репрессий, концлагерей, ссылок - всего того ужаса, которого не избежал в истории рода почти никто из нас. Всем нашим отцам и дедам приходилось быть либо палачами, либо жертвами, и часто не по своей воле.
Какое-то время назад в сети была очень популярна статья Людмилы Петрановской о травме поколений. Названные здесь фильмы рассматривают ту же проблему с помощью инструментов искусства. Я думаю, что эта тема чрезвычайно важна для всех нас, и ожесточенные споры по следам последнего празднования дня Победы показали, что эмоционально мы все еще там. И нам, как героям "Иды" и "Где бы ты ни был" еще только предстоит узнавать, понимать, возможно, прощать и - освобождаться для собственной судьбы.
Все это так же важно с точки зрения личной судьбы каждого человека. В работе я часто сталкиваюсь со стремлением к мести, с теми последствиями, к которым приводит месть. Даже если человек совершает эту месть только в собственной фантазии (а работа с психотерапевтом дает ему возможность не воплощать страшные замыслы, которые могут разрушить его жизнь), все равно его внутренний мир окрашен невыносимой жестокостью, от которой он сам же и страдает. В процессе работы месть может преобразоваться в понимание, прощение, принятие своей Тени, как это случилось с героями названных фильмов.
Из этой рецензии я впервые узнал об этом фильм Паоло Соррентино.
ОтветитьУдалить