Оригинал взят у beauty_spirit в Если.../If.../ & Расцвет Мисс Джин Броди /The Prime of Miss Jean Brodie, 1969/
Чисто случайно посмотрела почти один за другим два британских фильма о школе, снятых примерно в одно время. Получился отличный иллюстративный материал, о котором интересно подумать и порассуждать, ведь школа, как и любая закрытая система - хорошая модель для всяких теоретических построений, применимых к социуму вообще. Об этом всегда и режиссеры знали, и писатели, и социальные психологи.
Кинопоиск
Линдсей Андерсон, режиссер, это такой представитель «Сердитых молодых людей» (Angry young men»), как их тогда называли и по фильму это видно, ибо вышло оно злым-презлым.. Мальчик недавно один доказывал, что советская (российская) школа тоталитарна по своей сути и воспитывает из человека раба. Ну чего.. Вэлкам в школу английскую, причем не колонию какую для трудных подростков, а элитную, самый высший класс. Хотя это даже не сразу заметно и весь фильм хочется сказать, дескать «ну и нравы же у вас, хуже, чем на зонах!». Конечно, кто-то может подумать, что Линдсей Андерсон и сценарист утрировали или все выдумали, но телесные наказания в английских школах действительно были отменены только к началу 21 века - в 1999 году, то есть на момент выхода фильма детей совершенно официально и свободно могли колошматить, какой там Макаренко... Оно может быть тут тоже в очередной раз «прокатило», но поскольку в школе учится Малкольм-«Заводной апельсин»-Макдауэл, то я как-то сразу начала понимать, чем такое кино может закончиться.. Так и получилось. Ну понятно, что фильм снят в 68 году, как раз когда по другую сторону Ла Манша гуляли, то есть на злобу дня. Фантастичные вставки, ирреальность действия в конце и название, намекают на область допущения, что внутри каждого живет «человек с ружьем». Репрессивная среда давит на мозжечок и ЕСЛИ доведете.. Короче снова «не надо нас злить».
Но заинтересовала не столько идеологическая подоплека, сколько психологическая и историческая. Вот так, вбивая железные принципы ротанговыми палками, и воспитывали британскую элиту, всех этих офицеров, джентльменов, киплинговских героев и комиссаров в пробковых шлемах. Можете ужасаться, но такая система работала в свое время и была эффективной и рентабельной. Это, так сказать, «цена парада» (см. «Конец парада»). Собственно, а как иначе было воспитывать правящий класс? В фильме, например, очень четко показано, что там не в палках даже дело, а в том, репрессивная волна, зарождаясь на уровне руководства, проникает и на все ступени, и в отношения между самими учениками. Это как в армии или в тюрьмах – казалось бы, что люди и так приперты к стенке, что дальше некуда, и их уже прессует государство, можно расслабиться, но нечего подобного – нигде больше нет такой четкой иерархии, такого регламента и дисциплины, как там, причем поддерживаемых на уровне самих лиц там находящихся. Тоже самое и в школах британских тогдашних… Жаловаться нельзя, нечего нельзя, "мужиком надо быть" (а вы думали, что английскую выдержку воспитывали, лишая компота на завтрак?) - так и закалялась стать, сливки британского общества, цвет нации. Потом «парад» закончился и хотя в привилегированных их по прежнему так воспитывают (уже без палок, разумеется), но стала отмирать сама система, вместе с аристократией и суровой протестантской этикой. «Если» - это как раз о самом ярком примере, как система может сбоить.
Кинопоиск
Даже не знала вначале, что фильм о школе, а начала смотреть как фильм а) в котором Мэгги Смит и Роберт Стивенс снялись вместе; б) она получила за него Оскара и кстати, в том же году родила второго сына, моего любимого актера из ВВС-шных – Тоби Стивенса, но это уже так, закадровая лирика... Я про это все забыла, когда меня осенило – «Ведь это обратная ситуация!» Опять консервативная английская школа, только для девочек и с первых же минут я как-то подумала, что и там Малкольм Макдауэл с дробовиком бы не помешал. Впрочем, девочки те еще психованные создания…
Итак, Эдинбург, 30-е годы, мисс Джин Броди - учительница, утонченная прогрессивная особа, носит платья кричащих цветов, ненавидит социальные догмы и правила, которые ведут все к «окостенению», и вместо уроков забивает мозги учениц всякой пургой. Типа политики (мисс Броди зело уважает фашистские режимы континентальной Европы) или своих взглядов на жизнь, свободу от морали и предназначение женщины. Тема раннего полового воспитания раскрыта, кстати, исчерпывающе (апологетам оного очень рекомендую ознакомиться!). Естественно, что эта борьба либерального воспитания против консервативного не останется без последствий. Как и то, что параллельно мисс Броди крутит романы с двумя учителями, один из которых женат и к тому же завязывает со своими ученицами отношения, прямо попадающие под всякие нехорошие статьи УК. Короче кунсткамера с уродами, как она есть. Отвратительны почти все, и даже дети несут в себе зерна порока. Как раз тот случай, когда говорят «оба хуже» - в смысле, что плохи все стороны конфликта. Естественно, что закончится все плохо. Плохо то, что хуже всех история закончится для единственного персонажа, который заслуживал сочувствия хотя бы в силу своей тупости. Вообще очень поучительная история о границах свободы и важности баланса – шаг влево и начинаются казармы (см. «Если»), шаг вправо – см. «Мисс Броди».
Чисто случайно посмотрела почти один за другим два британских фильма о школе, снятых примерно в одно время. Получился отличный иллюстративный материал, о котором интересно подумать и порассуждать, ведь школа, как и любая закрытая система - хорошая модель для всяких теоретических построений, применимых к социуму вообще. Об этом всегда и режиссеры знали, и писатели, и социальные психологи.
Кинопоиск
Линдсей Андерсон, режиссер, это такой представитель «Сердитых молодых людей» (Angry young men»), как их тогда называли и по фильму это видно, ибо вышло оно злым-презлым.. Мальчик недавно один доказывал, что советская (российская) школа тоталитарна по своей сути и воспитывает из человека раба. Ну чего.. Вэлкам в школу английскую, причем не колонию какую для трудных подростков, а элитную, самый высший класс. Хотя это даже не сразу заметно и весь фильм хочется сказать, дескать «ну и нравы же у вас, хуже, чем на зонах!». Конечно, кто-то может подумать, что Линдсей Андерсон и сценарист утрировали или все выдумали, но телесные наказания в английских школах действительно были отменены только к началу 21 века - в 1999 году, то есть на момент выхода фильма детей совершенно официально и свободно могли колошматить, какой там Макаренко... Оно может быть тут тоже в очередной раз «прокатило», но поскольку в школе учится Малкольм-«Заводной апельсин»-Макдауэл, то я как-то сразу начала понимать, чем такое кино может закончиться.. Так и получилось. Ну понятно, что фильм снят в 68 году, как раз когда по другую сторону Ла Манша гуляли, то есть на злобу дня. Фантастичные вставки, ирреальность действия в конце и название, намекают на область допущения, что внутри каждого живет «человек с ружьем». Репрессивная среда давит на мозжечок и ЕСЛИ доведете.. Короче снова «не надо нас злить».
Но заинтересовала не столько идеологическая подоплека, сколько психологическая и историческая. Вот так, вбивая железные принципы ротанговыми палками, и воспитывали британскую элиту, всех этих офицеров, джентльменов, киплинговских героев и комиссаров в пробковых шлемах. Можете ужасаться, но такая система работала в свое время и была эффективной и рентабельной. Это, так сказать, «цена парада» (см. «Конец парада»). Собственно, а как иначе было воспитывать правящий класс? В фильме, например, очень четко показано, что там не в палках даже дело, а в том, репрессивная волна, зарождаясь на уровне руководства, проникает и на все ступени, и в отношения между самими учениками. Это как в армии или в тюрьмах – казалось бы, что люди и так приперты к стенке, что дальше некуда, и их уже прессует государство, можно расслабиться, но нечего подобного – нигде больше нет такой четкой иерархии, такого регламента и дисциплины, как там, причем поддерживаемых на уровне самих лиц там находящихся. Тоже самое и в школах британских тогдашних… Жаловаться нельзя, нечего нельзя, "мужиком надо быть" (а вы думали, что английскую выдержку воспитывали, лишая компота на завтрак?) - так и закалялась стать, сливки британского общества, цвет нации. Потом «парад» закончился и хотя в привилегированных их по прежнему так воспитывают (уже без палок, разумеется), но стала отмирать сама система, вместе с аристократией и суровой протестантской этикой. «Если» - это как раз о самом ярком примере, как система может сбоить.
Кинопоиск
Даже не знала вначале, что фильм о школе, а начала смотреть как фильм а) в котором Мэгги Смит и Роберт Стивенс снялись вместе; б) она получила за него Оскара и кстати, в том же году родила второго сына, моего любимого актера из ВВС-шных – Тоби Стивенса, но это уже так, закадровая лирика... Я про это все забыла, когда меня осенило – «Ведь это обратная ситуация!» Опять консервативная английская школа, только для девочек и с первых же минут я как-то подумала, что и там Малкольм Макдауэл с дробовиком бы не помешал. Впрочем, девочки те еще психованные создания…
Итак, Эдинбург, 30-е годы, мисс Джин Броди - учительница, утонченная прогрессивная особа, носит платья кричащих цветов, ненавидит социальные догмы и правила, которые ведут все к «окостенению», и вместо уроков забивает мозги учениц всякой пургой. Типа политики (мисс Броди зело уважает фашистские режимы континентальной Европы) или своих взглядов на жизнь, свободу от морали и предназначение женщины. Тема раннего полового воспитания раскрыта, кстати, исчерпывающе (апологетам оного очень рекомендую ознакомиться!). Естественно, что эта борьба либерального воспитания против консервативного не останется без последствий. Как и то, что параллельно мисс Броди крутит романы с двумя учителями, один из которых женат и к тому же завязывает со своими ученицами отношения, прямо попадающие под всякие нехорошие статьи УК. Короче кунсткамера с уродами, как она есть. Отвратительны почти все, и даже дети несут в себе зерна порока. Как раз тот случай, когда говорят «оба хуже» - в смысле, что плохи все стороны конфликта. Естественно, что закончится все плохо. Плохо то, что хуже всех история закончится для единственного персонажа, который заслуживал сочувствия хотя бы в силу своей тупости. Вообще очень поучительная история о границах свободы и важности баланса – шаг влево и начинаются казармы (см. «Если»), шаг вправо – см. «Мисс Броди».
Позабавила фраза о том, что в аристократических учебных заведениях Великобритании воспитывали настоящих мужиков.
ОтветитьУдалитьПервый фильм я не видела, а второй произвел на меня совсем другое впечатление. Пожалуй, как и "Ночной портье", он интересен тем "раздвоением личности", которое он производит у зрителя. Хотя мисс Броди своими восхвалениями Муссолини сбивает с толку глупую девочку так, что та в конце концов погибает, все же почему-то она вызывает больше симпатии, чем ее антагонист Сэнди, которая вроде бы произносит все правильные слова.
ОтветитьУдалитьПытаясь разобраться в этом, я даже прочла исходную книжку, но все равно не уверена. Похоже, Сэнди кажется такой омерзительной потому, что она действует исключительно из ревности - не к конкретному человеку, а к жизни как таковой. Мисс Броди же совершенно аутентична и самодостаточна - и это привлекательно, даже несмотря на всю вздорность ее идей?
Вашу рецензию на этот фильм можно найти в этом сообществе по ярлыку "Роналд Ним". И здесь мы снова возвращаемся к незаконченной дискуссии в Вашем блоге. Вы симпатизируете фанатке Муссолини, называя ее аутентичной и самодостаточной, а Сэнди обвиняете в ревности к жизни. Это чистой воды ницшеанство, так называемая философия жизни. Хайдеггер доказывал в "Европейском нигилизме", что идеи Ницше являются логическим продолжением картезианства, что я и пытался Вам раньше доказать.
Удалить"Вы симпатизируете фанатке Муссолини"
УдалитьЭто не я, а автор книжки и создатели фильма :)
Чем плоха мисс Броди - очевидно и потому неинтересно. А вот почему Сэнди, которая вроде бы во всем права, не позволяет с ней идентифицироваться - очень интересный вопрос. Книга вообще написана от ее первого лица, но, нем не менее, читатель почему-то не спешит отождествлять себя с нею. Я думаю, именно потому, что она паразит - у нее нет своей позитивной программы.
А Вы сами видели ли этот фильм? Если вдруг нет, то он стоит просмотра.
Я пытался его посмотреть после Вашей рецензии, но меня хватило только на 20 минут. Уже даже не помню, почему выключил. Не зацепило. Но, видимо, надо будет сделать второй заход. На днях пересмотрел "Стреляйте в пианиста" и он мне понравился намного больше, чем когда я смотрел его первый раз в плохом качестве на диске, где на одной стороне было 4 фильма Трюффо. Но одно меня уже не устраивает в Вашей позиции, даже не смотря фильм. Вот эта позитивная программа в последнее время очень часто всплывает в процессе критики политической оппозиции, не только в России, но и в Латвии. Неприятие аморального поведение само по себе является позитивной программой. То есть, если смотреть через политическую призму, просто не воровать деньги из госказны уже является позитивной программой, хотя она формулируется как бездействие.
Удалить"Но одно меня уже не устраивает в Вашей позиции, даже не смотря фильм"
ОтветитьУдалитьА в чем же Вы усматриваете "мою позицию"? У меня ведь в отношении этого фильма нет никакой, а есть только вопрос: почему нам не нравится Сэнди?
Фильм этот, конечно, может показаться скучным, потому что, в конце концов, действие в нем происходит в девчачьей школе, а это не всякий выдержит :) Но, конечно, его предмет вполне глобальный; школа там просто как модель.