вторник, 31 октября 2017 г.

"Станция Бховани" (1956)

Оригинал взят у vana_jana в Victoria - जय

Кинопоиск
"Запад есть Запад, Восток есть Восток
И вместе им не сойтись"

Р. Киплинг

 
И когда они сходятся это приводит к большим неприятностям. Особенно если они сходятся в одном человеке. Ее звали Виктория Джонс.
 
Неприятности героини начались прямо с рождения. Она англо-индийка. Англо-индийцы - малочисленная часть населения Британкой Индии. Потомки связей англичан и местных. Генетическое недоразумения для настоящих индийцев и туземцы низкого происхождения для белых. Все они работают на англичан. Отец Виктории машинист поезда, сама она служит в колониальной армии.

Идет 1947 год. Национальный конгресс уже запустил программу мирной борьбы за независимость. Всенародное воодушевление. Но англо-индийцев не покидает мысль что когда уйдут англичане им хана (очень индийское слово).

Виктория попадает в круговорот чудовищных событий. Сначала ее пытается изнасиловать британский офицер увязавшийся за ней вечером. А что ему грозило за это? Армия не любит выносить сор из избы, а индийскому обществу все равно что англичане делают с теми кто на них работает. Только оказавшаяся под рукой железка позволяет ей защититься.

Дальше больше. Случайным свидетелем произошедшего становится ее знакомый, железнодорожный служащий из культуры сикхов по имени Ранджит. Он, его мать Садани (политическая активистка, в прошлом политзаключенная) и загадочный человек живущий у них дома помогают избавится от трупа этого офицера. Но семейка эта тоже не Бюро добрых услуг. Садани ненавязчиво предлагает Виктории выйти замуж за ее сына. Мать и сын люди из культуры сикхов. Сикхи как мы знаем не признают каст. И для сына-неудачника даже жена-полукровка сойдет.

В это время выясняется что человек живший у них не кто иной как Давай индийский политик во Вторую мировую воевавший за японцев, а теперь ставший коммунистом. Он в розыске еще с войны. Не знаю были ли у Давая и матери служащего Садани прототипы, но если смотреть на биографии таких деятелей как Лакшми Сахгал эти персонажи абсолютно реальны.

К убийству приплюсовывается соучастие в укрытии розыскиваемого преступника. Полный кошмар. И только британский полковник давно влюбленный в нашу героиню, но не подававший виду, помогаем ей выйти сухой из воды, попутно предотвратив покушение на Ганди.

 
Дело в том что среди индийских деятелей тоже были люди желающие "превратить войну освободительную в войну гражданскую". Ганди им мешал. Ганди самый уважаемый человек Индии 1947 года. Ганди примиритель. Примиритель каст и религиозных культур. Защитник "неприкасаемых".

А кто такой сам Ганди? Откуда он. Ганди - вайшья. Человек из третьей касты. Вайшьи это трговцы аналог купеческого сословия. Вторая варна кшатриев потеряла свой авторитет в те века когда Северной Индией правили мусульманские дворы с иноземными династиями.

Вайшьи сыграли огромную роль в движении за независимость. "Долой министров-капиталистов" лозунг Октябрьской революции в России. А в Индии и были такие министры. И Ганди, и Неру, и их противник лидер Мусульманской лиги Мухаммедали Джинна вайшьи.

Ганди в итоге все таки убьют. Но убьют его не сторонники индийского коммунизма, а люди из брахманской среды. Но причина та же. Слишком большой авторитет не положен человеку из только третьей варны.

В целом фильм отлично передает обстановку индийской революции. Это очень жестокое кино. Жестокость не в кадре. Она в отношениях между людьми. Они чувствуют что эта жестокость их долг от которого не деться. Помню разговор Виктории и Садани:
 - Я убила человека.
- Ты убила англичанина, офицера. Это не человек, это животное!
 
Даже положительный полковник подчиняется законам общего ужаса. Когда активисты Конгресса ложатся на рельсы чтобы остановить работу станции.

 
Полковник зовет "неприкасаемых" и велит облить активистов нечистотами из ведер. А до этого спрашивает у местного лидера:
- Сурабхаи, вы из высокой касты?
- Да. Очень.


Мы россияне знаем эту жестокость. Она хорошо нам знакома по книгам Айтматова.
Не знаю каково смотреть этот фильм человеку без даже таких начальных знаний темы как у меня. В любом случае это повод задуматься. И образ женщины, которую военная форма спасает от условной "улицы", но которая беззащитна перед большой бедой мне знаком с детства.
 

8 комментариев:

  1. "Мы россияне знаем эту жестокость. Она хорошо нам знакома по книгам Айтматова"

    Это звучит очень трогательно :) Текст, увы, мешает читать полное отсутствие знаков препинания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Исправление текста отнимает слишком много времени. Приходится чем-то жертвовать.

      Удалить
    2. в индийской письменности нет знаков препинания :)

      Удалить
  2. А может, уже существуют какие-то компьютерные алгоритмы для этого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Синтаксические ошибки я вижу в редакторе и стараюсь исправлять хотя бы в видимой части текста, идущей до ката или в качестве анонса в Фейсбук и прочие соцсети. С другой стороны, мне не хочется превращать сообщество в гладко вылизанный гламурный журнал. Свободный стиль письма можно рассматривать как признак интеллектуальной свободы. Некоторые авторы намеренно избегают не только знаки препинания, но даже прописные буквы. После рецензий шумерки пара пропущенных запятых уже не кажутся большой проблемой.

      Удалить
  3. там очень интересный персонаж есть ее жених англо-индиец служит на железной дороге. Он индийцев не любит. Пытается понравиться англичанам. Она его бросает еще до инцидента.
    В конце они с полковником идут обезвреживать Давая.
    Жених: - Ничем хорошим это не кончится, я невезучий.
    Полковник (заряжая автомат): - Зато я везучий!
    Класс :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В "Теории большого взрыва" Раджеш Кутрапали - чистый индус из богатой семьи, но он также не испытывает особой ностальгии по своей родине, а когда ему грозит депортация, просто впадает в панику. Но и в этом фильме, и в "Теории" индусов показывают англичане и американцы. То есть это не какая-то "объективная реальность".

      Удалить
    2. индийское кино такого не покажет. Уровень самоцензуры, он же описанный уровень жестокости :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.