Оригинал взят у skrtch в "Иллюзионист" (Нидерланды, 1984), реж.: Йос Стеллинг
Кинопоиск
Мне очень сложно подступиться к этому фильму Стеллинга, потому что в нем нет ни привычного пространства повествования, ни последовательного разворачивания событий во времени, держась за нить которого можно прошагать весь фильм от начала до конца, связав все события в цепочку смысла.
Фильм композиционно больше напоминает несколько ящиков иллюзиониста, помещенных один в другой. Черные волшебные ящики, содержимое которых невозможно свести к тому, что, здраво рассуждая, могли бы вмещать в себя ящики такого размера. Или, возможно, несколько камер обскура одна в другой? Повествование разворачивается не во времени и не в пространстве, а внутрь последовательно раскрываемых, содержащихся один в другом пространств внутреннего мира главного героя - Иллюзиониста.
Первый самый верхний слой очерчивает главного героя, его внешний контур. Вот он появляется в первых кадрах, заглядывающим в дверь своей гримерки. Голый, потому что все что мы увидим - это будет внутрь его: под кожу, под кости. Его присутствие никак не вплетается в сюжет, оно лишь обозначивает тот факт, что все что будет дальше - в нем.
Но т.к. пространство фильма тотально символическое, то никакая это ни гримерка, а внутренний мир Иллюзиониста. И заглядывая в него вместе с героем зритель обнаруживает двух персонажей: собственно-иллюзиониста (его мы видим сидящего у зеркала перед выступлением) и его двойника, "брата" - он появляется в зеркале и напоминает собственно-илюзионисту, что время выходить на сцену.
Иллюзионист выходит на сцену и начинает представление. Сначала успешное, оно терпит провал после того, как "брат" перерезает шнур микрофона. Зал освистывает артиста и среди беснующихся зрителей илюзионист с ужасом обнаруживает среди них своего "брата".
Ситуация становится невыносимой и илюзионист скрывается от нее в ящике, стоящем на сцене. И тем самым проводит зрителя в очередное потаенное пространство, интимнейший мир героя - его прошлое. В детство...
Кинопоиск
Мне очень сложно подступиться к этому фильму Стеллинга, потому что в нем нет ни привычного пространства повествования, ни последовательного разворачивания событий во времени, держась за нить которого можно прошагать весь фильм от начала до конца, связав все события в цепочку смысла.
Фильм композиционно больше напоминает несколько ящиков иллюзиониста, помещенных один в другой. Черные волшебные ящики, содержимое которых невозможно свести к тому, что, здраво рассуждая, могли бы вмещать в себя ящики такого размера. Или, возможно, несколько камер обскура одна в другой? Повествование разворачивается не во времени и не в пространстве, а внутрь последовательно раскрываемых, содержащихся один в другом пространств внутреннего мира главного героя - Иллюзиониста.
Первый самый верхний слой очерчивает главного героя, его внешний контур. Вот он появляется в первых кадрах, заглядывающим в дверь своей гримерки. Голый, потому что все что мы увидим - это будет внутрь его: под кожу, под кости. Его присутствие никак не вплетается в сюжет, оно лишь обозначивает тот факт, что все что будет дальше - в нем.
Но т.к. пространство фильма тотально символическое, то никакая это ни гримерка, а внутренний мир Иллюзиониста. И заглядывая в него вместе с героем зритель обнаруживает двух персонажей: собственно-иллюзиониста (его мы видим сидящего у зеркала перед выступлением) и его двойника, "брата" - он появляется в зеркале и напоминает собственно-илюзионисту, что время выходить на сцену.
Иллюзионист выходит на сцену и начинает представление. Сначала успешное, оно терпит провал после того, как "брат" перерезает шнур микрофона. Зал освистывает артиста и среди беснующихся зрителей илюзионист с ужасом обнаруживает среди них своего "брата".
Ситуация становится невыносимой и илюзионист скрывается от нее в ящике, стоящем на сцене. И тем самым проводит зрителя в очередное потаенное пространство, интимнейший мир героя - его прошлое. В детство...
Йос Стеллинг довольно популярный режиссер среди участников сообщества, что можно проверить, щелкнув по тегу имени режиссера. Я пытался посмотреть один из его фильмов, но продержался только 20 минут. Думаю, что для просмотра его фильмов требуется особый настрой. Нужно поймать тональность, в которой он снимает.
ОтветитьУдалить