понедельник, 23 октября 2017 г.

"Песня за песней" (2015)

Оригинал взят у altereos в Приятная бессмыслица (о фильме Терренса Малика «Песня за песней»)

Кинопоиск


Новинка «Song to Song» значима прежде всего тем, что дает понимание о том, что вообще происходит с Маликом в последние годы. Помните, какой был хайп в 2011 году вокруг «Древа жизни», некоторые кинообозреватели до сих пор считают его лучшим фильмов 21 века, несмотря на то, что сам режиссер своими следующими работами сознательно разоблачает «самобытный маликовский стиль», придуманный критиками и блогерами-фанатами. На данный момент мы имеем условную трилогию («Древо жизни» + «К чуду» + «Рыцарь кубков»), к которой примыкает «Песня за песней» — выражаясь музыкальным языком, B-side к «Рыцарю кубков» (оба фильма снимались параллельно в 2012 году). Так вот, если представить режиссерский путь Малика в виде математического графика, то «Древо жизни» — это мощный подъем, всплеск интереса, разговоры о новаторстве, важнейшем следе в истории кино и т.д.

Следующие работы — кривая графика уходит в пике, разговоры о новом Титане кинематографа внезапно замолкают, а рейтинги на кинопорталах падают почти до неприличного уровня. Хотя чем принципиально отличаются «К чуду» и «Рыцарь кубков» от «Древа жизни»? Сейчас мы можем легко в воображении переместить, например, «Рыцаря кубков» на первое место в трилогии и представить такой же поток восхищений, который достался «Древу» только потому, что оно появилось раньше. Иллюзии имеют свойство разрушаться со временем, эйфория всегда кратковременна. «Гениальность» «Древа жизни» испарилась со временем, теперь мы видим, что «маликовский стиль» ничего особенного собой не представляет. «Песня за песней» снята в этом самом «маликовском стиле», присущие ему пафосные философствования и визуальный перфекционизм уже не вызывают ни приступы визгов у фанатов, ни уважительные кивания головой у более сдержанных кинолюбителей, как это было с «Древом жизни», а в целом у народа реакция немного циничная: ну да, красиво, и что?


С другой стороны, Малик последовательно учил нас правильно воспринимать своё кино, и «Песня за песней» в этом обучении — последний урок, скажем так, окончательное закрепление пройденного материала, при этом зачет каждый зритель получает автоматом — по доброте душевной режиссера-экзаменатора. Фильмы Малика не стоит оценивать по категориям «шедевральности», «новаторства» и т.д. Не надо их сравнивать с классическими шедеврами, не надо искать связи с другими режиссерами (Кубрик, Тарковский, Реджио…). Терренс Малик сам по себе, его кино — даже не совсем кино: что-то типа видеоэссе, почти видеоарт. Личные высказывания, не претендующие на вселенскую истину и тем более на «новое слово в киноискусстве». Самая простая для восприятие из всей четверки «Песня за песней» дает ключ к понимаю того, что вообще делает Малик и зачем он это делает. Терренс словно отвечает тысячам критиков и зрителей, погрязших в холиварах: «Ну чего вы беситесь? Всё же элементарно на самом деле!»


Основная проблема, которая может возникнуть с восприятием фильмов Малика — это отсутствие привычного нарратива, мутный сюжет с неясной логикой событий. Сбивают с толку прыжки режиссера с возвышенного уровня вселенских осмыслений до уровня приземленного, уровня поверхностных чувств и пустых мыслей. Но если в «Древе», «К чуду», «Рыцаре» это раздражало, то в «Песне» вызывает снисходительное отношение: ладно, так уж и быть… Возможно, из-за того, что в «Песне» есть некая наивность, камерность и степень пафосности изначально пониже. Вербальное содержание фильма и очертания сюжета настолько несерьезны, что фактически режиссер снимает все вопросы о том, что нарратив в его фильмах — вещь третьестепенная. Обычный любовный треугольник, творческие поиски, поиски себя… В общем, жизнь людей из серии «как тяжело живется богатым». Диалоги псевдоглубокомысленные, на уровне статусов, которые ставят подростки в ВК, типа «я люблю твою душу».


Хитрость Терренса Малика заключается в том, что его фильмы можно воспринимать и интерпретировать совершенно по-разному. Почитайте отзывы про «Древо жизни» — десятки интереснейших оригинальных интерпретаций! Фильмы Малика — как поэзия, каждый видит в ней отражение собственных переживаний. Хотя бы из-за этой особенности стиль режиссера вызывает уважение. Само название «Песня за песней» содержит прямой намек на легкий и приятный музыкально-поэтический жанр — песню. Мы легко погружаемся в течение этой песни и комфортно плывем в теплом потоке, не цепляясь за «камни и водоросли» (смыслы и идеи). Фильм бережно относится к зрителю, поэтому вряд ли мы увидим большое количество разгромных рецензий, несмотря на то, что по большому счету это 2-часовая приятная бессмыслица.
 

2 комментария:

  1. Позавчера случайно попал на фильм "К чуду" и понял, что от работ Малика нужно просто получать эстетическое наслаждение. Смысл у него пристегнут где-то сбоку как либретто в опере или балете.

    ОтветитьУдалить
  2. Понял, чью манеру мне напоминают фильмы Малика - Вонг Кар Вая.

    ОтветитьУдалить