пятница, 24 марта 2017 г.

"Молчание" (2016)

Оригинал взят у beauty_spirit в Молчание (Silence) 2016

Кинопоиск

С некоторым опасением приступала к фильму. Я как-то давно уже нечего не жду от Скорсезе. А еще смущали отзывы, представлявшие «Молчание» религиозно упоротым произведениям от религиозно упоротого режиссера. Что несколько странно с учетом того, что Скорсезе у ряда католических фарисеев (и примкнувших к ним православных фарисеев) до последнего времени слыл главным еретиком и кощунником - после «Последнего искушения Христа» то. Оказалось, что один из лучших его фильмов вообще, а за последнее время так и вовсе – лучший. Из тех произведений, после просмотра которых опускаются руки, чтобы что-то о них написать. Он, как монолит – цельный и огромный камень, о который разбиваются все наши умственные построения, поэтому лучшим отзывом на него могло бы стать молчание. Но все-таки попробуем.

Читала отзывы атеистов и антиклерикалов, которые называли всю проблемы героев надуманными и даже обвиняли героя Гарфилда, дескать, вот из-за притязаний Католической Церкви и в частности тебя, сволочи мракобесной, сколько людей на смерть обрекли. Читала отзывы верующих, которые пеняли автору на то, что он не дал однозначной оценки отступничеству. Кто-то дошел до того, что утверждал, что если бы с ним и его близкими случилось нечто подобное, то он бы все равно не отрекся, спася таким и себя, и близких. Охотно верю, что это все славные люди, гвозди бы из них делать, но мне при просмотре вспоминалась «Пятая печать» Золтана Фабри.

Позволю себе спойлерный пересказ. Там во время Второй мировой пятерых обывателей приводят в застенки салашисткого гестапо и требуют ударить привязанного к дыбе узника (члена Сопротивления, наверное). В судьбе узника это нечего не решает – символический удар нужен только для того, чтобы показать свою благонадежность. И вот люди, которые до этого в пивной бравировали своим способностью к легкому решению вопросов и конформизмом, граничащей с аморальностью, не могут этого сделать. Уж слишком избитый узник напоминает им Христа, уж слишком омерзительно будет выглядеть этот поступок в их же собственных глазах, как-то слишком погано это для обычного человека. Решается ударить только один. Тот, который прячет у себя еврейских детей и знает, что ему надо вернуться домой любой ценой. Спасибо хорошим фильмам, лишний раз показывающих, что это не важно, кем ты считаешь себя или других, и как кто решает этические споры за беседами в пивной – мир всегда будет шире твоих представлений. А героем, конечно, быть проще, когда ты отвечаешь только за себя, а когда от тебя зависят другие люди, то дилеммы из сложных превращаются в почти невозможные.. Думаю для многих дилемма «Молчания» еще проще, чем в «Пятой печати». Даже никого бить не надо. Наступи на икону и спаси других. Возможно, это именно то, чего Бог от тебя хочет. Какое может быть следование заветам Христа, если ты отказываешь избавить от страданий этих людей здесь и сейчас?

Только вот как быть с тем, что вера – это единственное, что есть у всех нищих, забитых людей, ведущих полуживотное существование? Которые были счастливы, может один раз в жизни, когда встречали двух иезуитов у своих берегов. Отобрав у них веру, ты отберешь у них все – превратишь уже в настоящее животное без веры, без надежды и любви. У них же и так нечего нет, а вы еще и в душу хотите влезть? Один православный священник сказал о фильме, что он отражает западное мировоззрение, согласно которому жизнь – важнее всего. А ведь кино нечего подобного не транслирует. Посмотрите на Китидзиро, каким зритель видит его в начале. Вот он выбрал жизнь и отрекся от веры - запойный алкоголик на чужибине, всеми презираемый и всего боящийся, с мучительными воспоминаниями о том, как когда-то на его глазах сожгли всю семью. Разве это жизнь? Разве его жизнь не хуже любой смерти? То есть, даже с точки зрения светского гуманизма там все не так однозначно и нет «виноватого, но правого», как в «Пятой печати», где часовщик, прятавший детей, на 100% оправдан.
Молчание» же демонстрирует патовую ситуацию, где правы и неправы одновременно абсолютно все. И герой Ниссона, который отрекся от веры, приняв хоть и не до конца (есть, по крайней мере, один намек, что не до конца) буддийские представления своей новой родины. И герой Драйвера, который так и не отрекся. И даже японские власти в чем-то правы, когда говорят «а чо вы лезете в нашу страну, чуждую для себя культуру, и со своими западными заморочками только людей будоражите?». Представители японских властей ведь не злодеи, не уроды беспринципные, а по-своему честные люди. Разве что пытают, вешают и головы рубят за веру, ну так в рамках борьбы за монополию же (в какой-то стране, включая католические страны, может даже в особенности католические страны, этим разве не занимались?). Скорсезе не пытается утвердить ничью правоту, даже не пытается разобраться со всем тем, что нас мучает и терзает сомнениями (заранее обреченная попытка), он просто рисует этот недишифруемый мир-в-себе, как художник-иностранец мог бы перерисовать непонятные для себя иероглифы. Ведь возможно, что мы все в этом мире иностранцы, отравившиеся в путешествие длиною в жизнь без проводника и карты. Мы пытаемся в этих инфернальных как-то жить, и жить по возможности правильно. Но если у кого-то есть иллюзия, что если человек живет по правде, то либо победит, либо умрет красиво, то надо оставить ее за дверью. Потому, что не получается «красиво», даже человеком не у всех получится остаться. Остался ли человеком Родригес? Я не уверена. По-моему, перекрутил его мир, превратил в ходячий труп, в марионетку, действующую по чужой воле, уж не важно, взял ли он на себя все грехи Японии или нет. Но вообще на его месте любой бы не выдержал, чего уж там. Уж больно невыносимо поставлены условия, а гайки закручены до предела.

Что-то нежное, уязвимое и эфемерное в груди тянется в стратосферу, а тело пребывает на грешной Земле, где деяния апостолов превратились в истрепанные буквы в старой книге, а страх, сиюминутный интершум и тени сомнений, кажется, глушат любую самую искреннюю молитву и отовсюду подступает вакуум Божьего молчания. Остается только надеяться, что Он нас всякий прощает, как всякий раз прощает Китидзиро Родригес – просто потому что не может иначе. Просто потому что такова его божественная природа.
ЗЫ Посмотрела до кучи японское «Молчание» («Chinmoku») Масахиро Синоды 1971 по тому же роману. Красивый и сильный фильм. Разумеется, там нет финальной сцены, в которой у мертвого Родригеса в руках распятие. Из чего могу заключить, что с точки зрения японца жизнь вообще и судьба Родригеса в частности выглядит еще печальней. Единственное, что могу отметить в качестве недостатка японской версии – японские актеры очень аутентичные, но исполнители ролей португальцев – ну бревна бревнами. Из чего могу заключить, что Синоде сложно было с ними работать.. А Скорсезе даже из Гарфилда что-то выжал. Хотя все равно.. Он же там апоминает подурневшего падавана Энакина при джедае Квай-гоне. Лучше бы главную роль лопоухий Драйвер сыграл. В «Молчании» он производит то же впечатление, как обычно – вначале с непривычки думаешь «Боже, какой страшный!», а потом только и ждешь его появлений в кадре. Какой-то невероятно прикольный и заметный актер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.