среда, 1 марта 2017 г.

"Дж. Эдгар" (2011)

Оригинал взят у gobzev в Дж. Эдгар

Кинопоиск

Старый глава ФБР Эдгар Гувер (Леонардо Ди Каприо) рассказывает о своей многолетней борьбе против радикалов и гангстеров. Он диктует историю жизни молодым специальным агентам, красавчикам-мужчинам, которые периодически сменяются. Его рассказ не достоверный, он умышленно (а местами и не очень) перевирает факты, выставляя собственную деятельность в идеализированном свете. Однако в кадр попадают не только те события, которые озвучивает Гувер, но и те, что он вспоминает, но умалчивает. Наряду с официальной биографией вырисовываются детали его личной жизни – взаимоотношения с матерью, с друзьями и коллегами, его страхи и желания. Так, единственной по-настоящему важной женщиной в его жизни оказывается мать, которая до самой смерти направляет его волю и закаляет характер. Как бы следствием этого выступает гомосексуализм Гувера (скорее подавленный).
 
На фоне истории жизни, рассказанной героем, Клинт Иствуд ставит вопросы о цели и средствах, о лжи и правде, о главном и второстепенном, о смысле и, конечно, о любви. То есть, вопросы вполне традиционные в искусстве, ничуть не новые, но это и не важно – важно то, как именно он их ставит, какие художественные средства и приемы при этом использует. А делает он это блестяще – к примеру, мрачным прологом к фильму является эпизодическая роль полусумасшедшего беспомощного старика, который просит помощи у своего сына – Эдгара. Сын поспешно, не глядя, проходит мимо – мимо бессмысленного и жалкого, но необходимого конца. Речь идет о том, что Иствуд только ставит извечные вопросы (и делает это, повторимся, мастерски), но ответов на них не дает. И правильно – какие могут быть ответы на вечные вопросы? Только вечные, но те, кто сами является временными, их знать не могут.

«Дж. Эдгар» не лишен и чисто игровых моментов – от сцен с задержанием преступников и стрельбой, разгадыванием детективных ребусов до эротических. Последние ограничиваются смешной и трогательной сексуальной дракой между главным героем и его другом-подчинённым. Но эта сцена очень важна тем, что окончательно проясняет зрителю, что в жизни главного героя была любовь – любовь на всю жизнь. Любовь Гувера раскрашивает его образ яркими красками – из мрачного хмурого и вспыльчивого старика, озабоченного исключительно работой и тщеславием, он под конец фильма превращается в юношу, робкого, любящего и искреннего. То есть, точнее, этот юноша всегда, все годы борьбы с коммунистами, мафией, властью и самим собой, несмотря ни на что, жил в нем. Показывается как бы два образа Гувера: фальшивый образ, сотканный им самим, образ государственного деятеля – каменная безжизненная статуя, и образ живого человека, с обычными страхами и страстями. Первый – миф, второй – реальность, породившая этот миф.

Заканчивается история единственно возможным способом (тем, от которого главный герой чем дальше, тем сильнее бежал) – правдой. А последняя инстанция правды, самая точная и не подвергающаяся сомнению – это смерть. И хотя вроде бы такой финал должен отдавать безысходностью, страшить и указывать на бессмысленность существования, происходит нечто прямо противоположное. Иствуду магическим образом (а настоящее искусство – это магия) удается на руинах, развалинах жизни выстроить символы вечности, красоты и смысла.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.