Оригинал взят у marie_bitok в Мягкое прикосновение
Кинопоиск
Любить, прощать, волноваться, дружить, творить, вспоминать… Есть ли в мире что-то важнее тех событий, которые происходят внутри нас, в глубинах нашего сердца? Когда мы избавляемся от шелухи амбиций, каких-то условных символов суетного успеха, самое время увидеть самое главное, и никогда не поздно научиться отделять незначительное от сущностного. Может быть, старость на то и дана человеку, чтобы научиться этому важному человеческому качеству – пониманию. Как минимум пониманию того, что внешняя старость не означает старости духовной, и к своему возрасту стоит относиться с уважением, ведь каждый из прожитых дней, месяцев и лет – наш собственный, мы его создавали сами, может быть, только время и принадлежит нам по-настоящему.
Это тонкая философия Дастина Хоффмана (ровесника своих героев) осталась бы невысказанной без актерского ансамбля, который филигранно воплотит на экране образы. Большинство исполнителей второстепенных ролей в фильме в прошлом сами были профессиональными музыкантами, они фактически играют самих себя. Может быть, именно поэтому происходящему доверяешь безоговорочно, а финальные титры лишь убеждают тебя, что все рассказанное – правда (и сама история, и ее эмоциональное наполнение). В главных ролях Хоффман снял великолепную четверку: Мэгги Смит, Том Кортни, Билли Конноли и Полин Коллинз. Нет смысла описывать их игру или актерскую манеру, «Квартет» – это тот случай, когда лучше все увидеть своими глазами. Все настолько грациозно, легко и органично, что у нас может возникнуть впечатление, что актеры и не играют вовсе, а проживают все сценарные сюжеты. Но стоит задуматься, и понимаешь, что, наверное, им было очень сложно работать в этом фильме, играя фактически самих себя так, чтобы не превратиться пародии или карикатуры. Каждый из этого квартета (а еще Майкл Гэмбон в роли Сэдрика Ливингстона) подтверждает, что возраст – это не тяжкий груз лет, а истинная роскошь, доступная немногим.
В последнее время в кино часто поднимается тема старости, отношения к ней общества и самого стареющего человека. Искусство всегда тоньше других форм познания мира отзывается на необходимость обсуждения той или иной проблемы, значит вопросы, которые поднимают Дастин Хоффман, Махаэль Ханеке, Николай Губенко, и другие в своих картинах действительно требуют нашего внимания и душевной чуткости. Когда-то Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». В этом смысле Хоффман снял очень человечное кино, ведь «жить, как люди» включает в себя и особое отношение к старости – с уважением и готовностью понять.
Кинопоиск
Замечательный Дастин Хоффман на наше счастье решил попробовать себя в режиссуре. Этот опыт был долгожданным и для нас, и, наверное, для самого артиста – он еще в 1978 году пытался выступить в роли постановщика. И, может быть, лучше, что тогда не все пошло по плану, ведь сегодня мы можем наслаждаться его первым фильмом «Квартет».
Первое, что ощущаешь всем своим зрительским сердцем – это благородный британский акцент. Ни в одном кадре, ни в одной реплике нет фальши или отхождения от стиля – начиная с темы и вплоть до прописанных в диалогах шуток и парадоксов. Это погружение американского режиссера в англоманию подарило нам образец изящного и очень проникновенного кино. Вглядываясь в кадры, впитывая в себя настроение фильма, часто ловишь себя на мысли, что «Квартет» стоило так долго ждать и искать: он вышел в 2012 году, но до широкого зрителя в России так до сих пор и не дошел – и в кинотеатрах, и в интернет-пространстве он встречается очень редко.
Деликатность Дастина Хоффмана проявляется не только в работе над атмосферой фильма. Прежде всего, она в выборе темы: в пансионат для престарелых музыкантов приезжает бывшая оперная звезда. Вокруг этой сюжетной линии выстраиваются характеры обитателей дома, их истории, драмы их прошлой жизни и часто комические ситуации их настоящего. Обсуждение темы старости в фильме «Квартет» напоминает легкое, ласковое прикосновение режиссера к болезненным для самих героев темам. Он словно бы поглаживает их, убеждая в том, что может и выслушать до конца каждую из их историй, и понять всю глубину их переживаний и донести до других, что каждая из их эмоций – не старческий каприз, а драгоценное душевное переживание, которому возраст придает непревзойденную огранку. То, что в молодости нам кажется самой собой разумеющимся, с годами воспринимаешь как дар судьбы, особую роскошь человеческой жизни, а по сути – смысл нашего существования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.