воскресенье, 30 октября 2016 г.

"Исход: цари и боги" (2014)

Оригинал взят у strannik1990 в НОВЫЙ МОИСЕЙ РИДЛИ СКОТТА

Кинопоиск

Моисей_СкоттаНедавно я посмотрел новый фильм о ветхозаветном пророке Моисее «Исход: цари и боги» (режиссёр Ридли Скотт). Ранее я уже видел несколько кинокартин на эту библейскую тему: фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», «Десять заповедей» 1956 года, ну и конечно же мульфильм «Принц Египта».
Ридли Скотт попытался сделать фильм понятным современному неверующему зрителю, и для этого явно упростил события трёхтысячелетней давности. В устах героев звучат современные понятия: «экономика», «переговоры», «комфорт».
Режиссёр не только по-своему трактует библейские события, но и намеренно искажает библейский текст. Ридли Скотт хотел превратить сказку в быль, но в результате отсебятины получилась современная сказка на библейскую тему.

В начале фильма «Исход: цари и боги» Моисей показан как прагматичный и абсолютно неверующий человек. Он предлагает изгнать предсказательницу. «Мы откажемся от здравого смысла и будем руководствоваться знамениями? ... Я уважаю веру. Но это чепуха, не имеющая никакого смысла».

Похоже, режиссер Ридли Скотт человек неверующий. Любой эпизод подаётся им как абсолютно естественное явление, лишённое какого-либо чуда.
Вероятно, всем чудесам есть объяснения. Но перестают ли от этого они быть чудесами?

Хотя люди в сущности своей не меняются, однако мотивы людей древнего мира могут существенно отличаться. Полагаю, в те времена никто не сомневался в отсутствии богов, лишь спорили, чей бог сильнее. Отрицать бога было невозможно, он был реальностью, частью реальности. Для древних людей это был не вопрос веры, а вопрос жизни. Поэтому в устах фараона слова «он рехнулся, он нашёл бога…» кажутся недоразумением.

«Жаждущий власти лучше всех пользуется ею, но хуже всех ей служит». Моисей не просто сочувствует евреям, но и ратует за равные права для рабов, требует освободить их или платить им.
Но сыны Израилевы не были рабами в том смысле, как мы сейчас понимаем, скорее, работники. «Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет», – говорится в Библии.

Люди работали на фараона, который, в свою очередь, обеспечивал их всем необходимым: едой, питьём и прочим. Давали и мясо, и рыбу, и овощи. Бывали случаи, когда рабы отказывались работать, если их не обеспечивали защитным гримом для лица.
 
И всё же народ Израиля ощущал себя в рабстве и мечтал о Земле Обетованной. Примерно за 260 лет до Моисея сын Израиля Иосиф предсказал, что его народ выйдет из Египта.
Моисей же родился в Египте в царствование фараона, который не знал Иосифа. Иосиф был первым вельможей при прежнем правителе Египта. Новый фараон усомнился в верности потомков Иосифа и обратил евреев в рабов.

Когда фараон отказывается отпустить народ Израиля, Моисей устраивает террор. Подчинённые ему израильские террористы взрывают, убивают, сжигают, чтобы склонить фараона отпустить евреев совершить богослужение своему богу в пустыне.

Все известные казни египетские режиссёр Ридли Скотт преподносит исключительно как природные явления. Будто бы вода Нила могла «превратиться в кровь» из-за нападения крокодилов. Хотя, возможно, это произошла из-за цветения красных речных водорослей или благодаря сходу красной глины выше по течению.

Похоже, ни в какие чудеса Ридли Скотт не верит. Он выдумывает образ бога в виде маленького мальчика, вкладывая в его уста слова, которых нет в библейском тексте. Хотя был „только голос“, — утверждает Второзаконие. Моисей будто бы в дождь пас овец, случайно упал и ударился головой, а горящий куст (неопалимая купина) ему привиделся. Жена убеждает Моисея, что он не мог разговаривать с богом, что это ему почудилось, когда он был без сознания.

Переход через Красное море народа Израиля и гибель египетского войска показаны как результат действия цунами.
В конце фильма Моисей выдалбливает в камне заповеди и при этом оправдывается перед мальчиком-богом: «Если бы я не был согласен, я бы этого не делал».
Похоже, Ридли Скотту впору писать свою «Библию для верующих и неверующих».

Моисей_10заповедейФильм 1956 года «Десять заповедей» вообще представлен как сказка, где основной движущий мотив – борьба Моисея и будущего фараона (которого прекрасно сыграл Юл Бриннер – наш Юлий Бринер ) за сердце принцессы Нефертити.

 

Моисей_КингслиБолее реалистичным мне показался фильм 1995 года «Пророк Моисей: Вождь-освободитель», где главную роль сыграл Бен Кингсли.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.