вторник, 11 октября 2016 г.

"Пьянь" (1987)

Оригинал взят у jacob_burns в Пьянь / Голливуд

Кинопоиск

Писатель Чарльз Буковски написал сценарий к фильму "Пьянь" (Barfly, 1987), а вскоре после написал книгу "Голливуд", о том как писал сценарий и о съемках фильма. Собственно, я их одновременно и прочитал/посмотрел.

Главный герой - молодой писатель Генри Чинаски, безработный и беззаботный. Он живет в убитом гостиничном номере, пьет, что нальют, дерется с барменом. В одном из кабаков он встречает Ванду - этакую спившуюся героиню нуара. Вместе с тем на горизонте маячит богатая девица, которая начиталась рассказов Чинаски, присланных им в журнал, и заочно в него влюбилась.

Очевидно, что Чинаски - альтер-эго самого Буковски. На кинопоиске написали чушь про экранизацию автобиографического романа, а некоторые дамочки-рецензенты ее подхватили.

В романе "Голливуд" четко описана история созданя фильма - режиссер Барбет Шредер, друг писателя, уговорил написать для него сценарий. Буковски и написал. Сначала на роль претендовал Шонн Пенн, любящий книги Буковски, но Пенн хотел сниматься со своим режиссером (в романе, написанном от имени того же Чинаски, все изображены под псевдонимами, я не понял, кого он имел в виду), но Чарльз настаивал именно на Шредере, потому что именно для него и писал эту вещь. В итоге роль Генри отдали Микки Рурку, а Ванду Фэй Данауэй. Рурк ради попадания в образ специально у дантиста сколол себе кусок зуба.

И фильм и книга - ода нонкомформизму. Буковски отрицает буржуазные ценности, не хочет становиться частью пелевинского "орануса" - общества потребления. Пьянство, игру на скачках он полагает здоровой альтернативой этому миру. Чинаски говорит в фильме и много раз повторяет в книге: "Я не хочу становиться кем-то".

Буковски интересно показывает киношное общество. Конечно же без малейшего пиетета, но и без злости. Голливудские обитатели - люди с собственными откормленными тараканами, в меру (а иногда и без меры) безумны, в меру несчастны. Но в целом, вся эта братия не вызывает у Буковски особой симпатии или желания влиться в ее ряды.

Продюсеры Голан и Менахем, занимавшиеся "Пьянью", предлагали экранизировать роман "Женщины", Шредер так же просил Буковски написать еще один сценарий, но писатель явно не хотел становится частью этого мира.

Роман "Голливуд" создает настроение, в чем-то схожее с прекрасным Геймановским рассказом "Пруд с золотыми рыбками". И там и тут Голливуд показан глазами писателя, далекого от кино и в частности от голливудского кино.

Я не решусь непременно рекомендовать всем посмотреть Пьянь. Многим не нравится читать или смотреть про маргиналов и аутсайдеров. Многим, к примеру, не нравится фильм Коэнов "Большой Лебовский", который рассказывает по сути о том же самом, но немного другим киноязыком. Мне творчество Буковски интересно, поскольку я тоже не слишком уважаю буржуазные ценности. И мне импонирует отношение писателя к творчеству. Я этом уотношению завидую, у меня так не получается. Чинаски говорит: "если бы я хотел кого-то заинтересовать, я бы не написал ни строчки".
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.