Оригинал взят у cinemafeel в Инопланетный гость и триумф американской психиатрии
Кинопоиск
Кинопоиск
Для начала нужно сказать, что «К-Пэкс» – это римейк замечательного аргентинского фильма 86-го года, режиссера Элисео Субиелы (Eliseo Subiela) «Человек, глядящий на юго-восток». Не будем сейчас рассуждать на тему, как американцам удалось загадочную, наполненную множеством смыслов мистическую драму, переделать в непритязательный, безыскусный квазипсихологический триллер (или пускай тоже в драму, но драму сентиментальную, построенную на голливудских шаблонах и, к тому же, во многом предсказуемую сюжетно). Дело это привычное и давно не вызывающее удивления. Голливудские кинодеятели большие мастера по этой части. Посему сразу приступим к содержанию фильмы:
Неизвестно откуда, появился вдруг на железнодорожной станции обыкновенного вида мужичок (Кевин Спейси), который называет себя инопланетянином Протом. Не склонные к налаживанию контактов с внеземными цивилизациями американские копы, не долго думая определяют его в психическую.
И вот, наш шумахер галактических трасс, прибывший, по его словам, с помощью солнечного луча, лежит на стационаре в бюджетной психушке и общается с лечащим доктором Фуллером. Доктор (Джефф Бриджес) понемногу свыкается с фантастическими идеями своего инопланетного друга, хотя вначале ему совсем не верил и даже намеревался в случае осложнений отправить в отделение для буйных, к наполеонам и элвисам пресли.
Рассказы бодрого инопланетянина в классных чОрных очках, заставляют доктора предположить, что инопланетянин врет несусветно, и что не инопланетянин он вовсе, а просто американский обыватель, съехавший с катушек впоследствии тяжелой моральной травмы. Доктор Фуллер начинает дотошно доискиваться, откуда же все-таки этот Прот - с чудесной планеты К-Пэкс, или, что более вероятно, сбежал из какой-нибудь другой дурки.
Ситуация осложняется тем, что все отделение (его лечащаяся часть) верит в звездное происхождение Прота, а некоторые пациенты от общения с ним (а на самом деле, конечно, просто от непривычной мысленной нагрузки "верить-не верить") даже излечиваются, хотя, разумеется, не все и не полностью.
Еще у инопланетянина налицо нечеловеческая способность видеть короткие ультрафиолетовые лучи, сквозь свои стильные очки, наверняка спертые у Боно Вокса из группы «U2». Потом интрига развивается, когда Прот в присутствии специалистов астрофизики запросто изображает звездную систему созвездия Лиры, откуда он якобы прилетел. И объяснил господам академикам какие-то такие явления из жизни своего созвездия, что обычный псих про них ничего знать никак не может. Ну, и вообще про планеты в этом созвездии знало-то всего пять человек на всей Земле, не считая директора обсерватории, куда психа вывезли на очную ставку со светилами науки.
Также Прот сообщил, что на его планете К-Пэкс все дети могут нарисовать такую вот схему, чем весьма расстроил астрономов, потому как земные дети часто даже забора без матюка нарисовать не могут, не говоря уже про схемы орбит планет своей солнечной системы.
Специалисты были крайне удивлены обширными познаниями психбольного в области астрономии, и, конечно, еще многое бы поспрашивали у него, как у инопланетянина (например, "Есть ли жизнь на Марсе?". Он бы сразу сказал "Нету", и таким образом могли бы сэкономить налогоплательщикам пару миллиардов долларов). Но ничего такого они не спросили, а если и спросили, то это сразу объявили военной тайной и в фильме не показали.
А потом доктор в качестве эксперимента решает пригласить психбольного инопланетянина к себе домой, на пикник. И не просто там пожрать-выпить, а цивильно провести время, отпраздновав 4 июля, день Независимости США. Псих был рад, конечно, выбраться на пару часов на волю, плюс домашние харчи и фейерверк. Хотя, с другой стороны, он спокойно сбёг на пару дней, когда ему надо было, по каким-то своим делам (наверное, оформлял пенсию по псих-ВТЕКу) чем очень обеспокоил санитаров и своего лечащего врача, потому как в спешке не подписал заявление, что сбегает он по собственной воле, с последствиями ознакомлен, с собой таблеток взял и обязуется принимать согласно рецепту.
Вернулся Прот в психушку, я думаю, только потому, что в тот день в столовке давали пирожки с повидлом, не иначе. Но сам-то он про это ничего, ясное дело, не сказал. Сказал только, что был в Гренландии, Исландии и еще где-то на севере Европы. Что, конечно же, невозможно, учитывая цену на авиаперелеты и мизерную пенсию инвалидов умственного труда, сами понимаете. Перемещения в пространстве на солнечном луче - тоже невозможно, по крайней мере, пока что. А вот пирожки с повидлом – это очень даже возможно. И конечно, три дня не жрамши на дереве просидеть (доктор Фуллер именно там его засек), зная, что в столовке дают чай с пончиками – это, доложу вам, тоже подвиг, между прочим.
Словом, интрига закручена таким образом, что на каждое доказательство душевной болезни Прота, есть доказательство, что он инопланетянин. Например, то что Прот бананы любит - это нормально. А то, что он их с немытой кожурой лопает и наслаждается - это явно не наш человек. Все знают, что с банана кожуру снимать надо и на асфальт кидать, чтоб все падали. И эту дилемму зрителю предлагается разрешить на свой вкус.
Но, опять же, cюжет, построен так, что по ходу задает вопросы, заставляя нетерпеливого зрителя беспокойно ерзать на диване, вместо того, чтобы спокойно дождаться развязки, но некоторыми деталями тут же наводит на вполне предсказуемые ответы.
Так, например, можно быстро догадаться, что Прот, несомненно бывал на этом самом К-Пэксе, причем неоднократно, но все же имеет нашу, земную родословную. Потому как будь он стопроцентным землянином, откуда бы ему взять такие трансцедентные сведения? А ежели он чистокровный гуманоид, то здесь бы вообще всякая интрига исчезла, это ведь не "Звездные войны".
По диалогам доктора Фуллера и Прота, акцентированным на институте брака, нетрудно догадаться, что предполагаемая страшная тайна Прота как-то связана с его земной семьей. А когда начинаются сеансы гипноза, становиться ясно, что под личиной некоего загадочного друга, иносказательно скрывается сам Прот, точнее та его ипостась, что когда-то была землянином.
Точно так же, когда в кадре появляется вся такая «не от мира сего» черномазая девушка, возникает ощущение, что «это ружье непременно выстрелит». И точно, когда Прот объявляет, что сможет взять с собой на К-Пэкс только одного пациента, уже не остается никаких сомнений в том, что это будет именно она, потому что не носится, как другие полоумные с этой идеей, не устраивает истерик и не брызжет слюной в спорах, а ведет себя индифферентно, и всем своим видом демонстрирует полнейшее равнодушие, мол, чего я не видала на этом вашем К-Пэксе. Короче, цену себе набивает. Однако же, в конкурсе сочинений на тему «Почему я хочу на К-Пэкс и какого рожна я там забыл», участвует, хотя не кладет свой опус в общую кучу, и уж тем более не стремится положить на самый верх, как другие, а слегка его пожмакав, небрежно бросает в угол, как бы не глядя, но так, чтобы кому следует на глаза попалось.
А написала она всего одну фразу, но такую, которая, по идее, вместила в себе всю безысходную тоску одиночества, тоску по дому, по своим корням, всю неприкаянность и заброшенность этого мира и каждого человека в отдельности. Этакий сильно урезанный вариант «Contra spem spero». Разумеется, инопланетный гость, на этот трюк купился.
Но сам Прот, видимо, решил уступить ей свое место, великодушно решив, что она уже свою чашу страданий испила и заслужила другую жизнь, какую, когда-то давно обрел он, после того, как пережил ужасную трагедию в своей земной жизни. Однако мне все равно было немножко жаль того неопрятного мужичка, бывшего швейцара, разговор которого с Протом о всемирной экспансии вонючек имел весьма метафорический характер. Он ведь первый попросился. И не его вина, что он не умел писать так проникновенно, как негритянка.
Если же подойти к просмотру с философских позиций, то можно, конечно, без труда высмотреть в фильме гуманистический посыл с целью погрузить зрителя в тяжкие думы о своей маленькой жизни, и о судьбе homo sapiens во вселенских масштабах. А еще о природе сумасшествия, о расплывчатости и неоднозначности этого понятия.
Можно рассматривать всю историю, как некую метафору: один герой переживает ад на Земле, обретает рай (далекая планета Ка-Пэкс), а потом возвращается в подобии ангела, чтобы помочь людям обрести себя, задуматься о своей роли на Земле, о смысле каждодневных деяний. А второй герой (доктор Марк) совершает большой интеллектуальный и духовный труд разгадывая тайну первого героя, пропускает ее через себя и посредством осознания этого опыта приходит к пониманию ценности того, что он имеет в жизни или может иметь, если будет поступать правильно.
Как бы там ни было, концовка мне показалась неоднозначной и допускающей различные толкования. Особенно озадачивает возникновение у Прота кататонического синдрома (на самом деле заставить кататоника общаться с вами нетрудно. Все, что нужно сделать – это треснуть его молотком по руке. Когда вы поднимете молоток еще раз – он отдернет руку и скажет: «Не делайте этого со мной!» Это не значит, что он «вылечился». Но теперь он в том состоянии, в котором вы можете с ним общаться).
Но вот чего я не понял: в чем сакральный смысл такого болезненного, крайне неприятного процесса оплодотворения у капексян? Может, природный мазохизм как первооснова успешного развития цивилизации?
Неизвестно откуда, появился вдруг на железнодорожной станции обыкновенного вида мужичок (Кевин Спейси), который называет себя инопланетянином Протом. Не склонные к налаживанию контактов с внеземными цивилизациями американские копы, не долго думая определяют его в психическую.
И вот, наш шумахер галактических трасс, прибывший, по его словам, с помощью солнечного луча, лежит на стационаре в бюджетной психушке и общается с лечащим доктором Фуллером. Доктор (Джефф Бриджес) понемногу свыкается с фантастическими идеями своего инопланетного друга, хотя вначале ему совсем не верил и даже намеревался в случае осложнений отправить в отделение для буйных, к наполеонам и элвисам пресли.
Рассказы бодрого инопланетянина в классных чОрных очках, заставляют доктора предположить, что инопланетянин врет несусветно, и что не инопланетянин он вовсе, а просто американский обыватель, съехавший с катушек впоследствии тяжелой моральной травмы. Доктор Фуллер начинает дотошно доискиваться, откуда же все-таки этот Прот - с чудесной планеты К-Пэкс, или, что более вероятно, сбежал из какой-нибудь другой дурки.
Ситуация осложняется тем, что все отделение (его лечащаяся часть) верит в звездное происхождение Прота, а некоторые пациенты от общения с ним (а на самом деле, конечно, просто от непривычной мысленной нагрузки "верить-не верить") даже излечиваются, хотя, разумеется, не все и не полностью.
Еще у инопланетянина налицо нечеловеческая способность видеть короткие ультрафиолетовые лучи, сквозь свои стильные очки, наверняка спертые у Боно Вокса из группы «U2». Потом интрига развивается, когда Прот в присутствии специалистов астрофизики запросто изображает звездную систему созвездия Лиры, откуда он якобы прилетел. И объяснил господам академикам какие-то такие явления из жизни своего созвездия, что обычный псих про них ничего знать никак не может. Ну, и вообще про планеты в этом созвездии знало-то всего пять человек на всей Земле, не считая директора обсерватории, куда психа вывезли на очную ставку со светилами науки.
Также Прот сообщил, что на его планете К-Пэкс все дети могут нарисовать такую вот схему, чем весьма расстроил астрономов, потому как земные дети часто даже забора без матюка нарисовать не могут, не говоря уже про схемы орбит планет своей солнечной системы.
Специалисты были крайне удивлены обширными познаниями психбольного в области астрономии, и, конечно, еще многое бы поспрашивали у него, как у инопланетянина (например, "Есть ли жизнь на Марсе?". Он бы сразу сказал "Нету", и таким образом могли бы сэкономить налогоплательщикам пару миллиардов долларов). Но ничего такого они не спросили, а если и спросили, то это сразу объявили военной тайной и в фильме не показали.
А потом доктор в качестве эксперимента решает пригласить психбольного инопланетянина к себе домой, на пикник. И не просто там пожрать-выпить, а цивильно провести время, отпраздновав 4 июля, день Независимости США. Псих был рад, конечно, выбраться на пару часов на волю, плюс домашние харчи и фейерверк. Хотя, с другой стороны, он спокойно сбёг на пару дней, когда ему надо было, по каким-то своим делам (наверное, оформлял пенсию по псих-ВТЕКу) чем очень обеспокоил санитаров и своего лечащего врача, потому как в спешке не подписал заявление, что сбегает он по собственной воле, с последствиями ознакомлен, с собой таблеток взял и обязуется принимать согласно рецепту.
Вернулся Прот в психушку, я думаю, только потому, что в тот день в столовке давали пирожки с повидлом, не иначе. Но сам-то он про это ничего, ясное дело, не сказал. Сказал только, что был в Гренландии, Исландии и еще где-то на севере Европы. Что, конечно же, невозможно, учитывая цену на авиаперелеты и мизерную пенсию инвалидов умственного труда, сами понимаете. Перемещения в пространстве на солнечном луче - тоже невозможно, по крайней мере, пока что. А вот пирожки с повидлом – это очень даже возможно. И конечно, три дня не жрамши на дереве просидеть (доктор Фуллер именно там его засек), зная, что в столовке дают чай с пончиками – это, доложу вам, тоже подвиг, между прочим.
Словом, интрига закручена таким образом, что на каждое доказательство душевной болезни Прота, есть доказательство, что он инопланетянин. Например, то что Прот бананы любит - это нормально. А то, что он их с немытой кожурой лопает и наслаждается - это явно не наш человек. Все знают, что с банана кожуру снимать надо и на асфальт кидать, чтоб все падали. И эту дилемму зрителю предлагается разрешить на свой вкус.
Но, опять же, cюжет, построен так, что по ходу задает вопросы, заставляя нетерпеливого зрителя беспокойно ерзать на диване, вместо того, чтобы спокойно дождаться развязки, но некоторыми деталями тут же наводит на вполне предсказуемые ответы.
Так, например, можно быстро догадаться, что Прот, несомненно бывал на этом самом К-Пэксе, причем неоднократно, но все же имеет нашу, земную родословную. Потому как будь он стопроцентным землянином, откуда бы ему взять такие трансцедентные сведения? А ежели он чистокровный гуманоид, то здесь бы вообще всякая интрига исчезла, это ведь не "Звездные войны".
По диалогам доктора Фуллера и Прота, акцентированным на институте брака, нетрудно догадаться, что предполагаемая страшная тайна Прота как-то связана с его земной семьей. А когда начинаются сеансы гипноза, становиться ясно, что под личиной некоего загадочного друга, иносказательно скрывается сам Прот, точнее та его ипостась, что когда-то была землянином.
Точно так же, когда в кадре появляется вся такая «не от мира сего» черномазая девушка, возникает ощущение, что «это ружье непременно выстрелит». И точно, когда Прот объявляет, что сможет взять с собой на К-Пэкс только одного пациента, уже не остается никаких сомнений в том, что это будет именно она, потому что не носится, как другие полоумные с этой идеей, не устраивает истерик и не брызжет слюной в спорах, а ведет себя индифферентно, и всем своим видом демонстрирует полнейшее равнодушие, мол, чего я не видала на этом вашем К-Пэксе. Короче, цену себе набивает. Однако же, в конкурсе сочинений на тему «Почему я хочу на К-Пэкс и какого рожна я там забыл», участвует, хотя не кладет свой опус в общую кучу, и уж тем более не стремится положить на самый верх, как другие, а слегка его пожмакав, небрежно бросает в угол, как бы не глядя, но так, чтобы кому следует на глаза попалось.
А написала она всего одну фразу, но такую, которая, по идее, вместила в себе всю безысходную тоску одиночества, тоску по дому, по своим корням, всю неприкаянность и заброшенность этого мира и каждого человека в отдельности. Этакий сильно урезанный вариант «Contra spem spero». Разумеется, инопланетный гость, на этот трюк купился.
Но сам Прот, видимо, решил уступить ей свое место, великодушно решив, что она уже свою чашу страданий испила и заслужила другую жизнь, какую, когда-то давно обрел он, после того, как пережил ужасную трагедию в своей земной жизни. Однако мне все равно было немножко жаль того неопрятного мужичка, бывшего швейцара, разговор которого с Протом о всемирной экспансии вонючек имел весьма метафорический характер. Он ведь первый попросился. И не его вина, что он не умел писать так проникновенно, как негритянка.
Если же подойти к просмотру с философских позиций, то можно, конечно, без труда высмотреть в фильме гуманистический посыл с целью погрузить зрителя в тяжкие думы о своей маленькой жизни, и о судьбе homo sapiens во вселенских масштабах. А еще о природе сумасшествия, о расплывчатости и неоднозначности этого понятия.
Можно рассматривать всю историю, как некую метафору: один герой переживает ад на Земле, обретает рай (далекая планета Ка-Пэкс), а потом возвращается в подобии ангела, чтобы помочь людям обрести себя, задуматься о своей роли на Земле, о смысле каждодневных деяний. А второй герой (доктор Марк) совершает большой интеллектуальный и духовный труд разгадывая тайну первого героя, пропускает ее через себя и посредством осознания этого опыта приходит к пониманию ценности того, что он имеет в жизни или может иметь, если будет поступать правильно.
Как бы там ни было, концовка мне показалась неоднозначной и допускающей различные толкования. Особенно озадачивает возникновение у Прота кататонического синдрома (на самом деле заставить кататоника общаться с вами нетрудно. Все, что нужно сделать – это треснуть его молотком по руке. Когда вы поднимете молоток еще раз – он отдернет руку и скажет: «Не делайте этого со мной!» Это не значит, что он «вылечился». Но теперь он в том состоянии, в котором вы можете с ним общаться).
Но вот чего я не понял: в чем сакральный смысл такого болезненного, крайне неприятного процесса оплодотворения у капексян? Может, природный мазохизм как первооснова успешного развития цивилизации?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.