пятница, 2 декабря 2016 г.

«Волчий зал» (2015)

Оригинал взят у beauty_spirit в «Волчий зал», «Внесите тела» - книги, сериал

Кинопоиск

Пока лучшие произведения о тюдоровской Англии (строго по моей версии, разумеется) – сериал BBC «Волчий зал» и два романа Хилари Мантел «Волчий зал» и «Внесите тела», по которым, собственно, это поставлено. Книжки (она получила за них двух Букеров) замечательно легкие и ироничные, хотя история сама по себе кровавая и трагичная. Сериал эту легкость отчасти растерял, обретя скорбные интонации, но в целом он книге вполне адекватен. За что хочется сказать отдельное большое спасибо, так это за то, что главный герой романа – не Генрих VIII, а прямо как будто специально для меня главным героем становится внезапно Кромвель (который Томас, если что). Это очень нетривиальный выбор, возможно, что мы с автором думаем в одном ключе, но Кромвелю как-то не повезло в историографии и в общественном сознании. Из него же постоянно делают какого-то "сатрапа кровавого режима", урода, который шел по головам, и виновника гибели Томаса Мора, католического мученика и «писателя-гуманиста», автора "Утопии". В самом знаменитом фильме про Томаса Мора "Человеке на все времена" Циннемана (хотя он мне и нравится) именно такая интерпретация – упырь-опричник Генриха уничтожил своими кознями великого человека и благородного героя. Между тем, если подумать, то Кромвель же не был дворянином, даже самым вшивеньким - выскочка из низов, сын трактирщика, который воевал, как наемник во Франции, путешествовал по Европе, вернулся на родину и стал государственным чиновником и канцлером, фактически вторым лицом после короля. Это не просто невмоченная карьера для того времени – это уникальный случай. Это говнизмом не объяснишь, для надо было быть человеком действительно выдающимся и незаурядным. И у англичан сейчас какое-то переосмысление роли этого персонажа в истории.
 
Впервые я увидела это в «Тюдорах» - сериал сам по себе "так себе" ("кто все эти люди?"), но вот Томас Кромвель в исполнении Джеймса Фрейна наконец изображен адекватно. По-крайней мере, не упырь, а нормальный человек. Одно из светлых мест, между прочим.
 
Романы Хилари Мантел – это вообще апология Кромвеля. Она там последовательно объясняет, что Генрих Тюдор, у которого в голове сплошное «бабы, лошади, власть и война»  категорически не способен делать вещи, а это Томас Кромвель был главным идеологом Реформации, основоположником британской идеи независимости и творцом их государственности. Собственно, я тоже всегда так считала. Интересно, что эта идея начинает педалироваться именно сейчас. Конфликт с Томасом Мором – это конфликт патриота с упоротым фанатиком идеи и на чьей стороне симпатии каждого нормального человека тоже понятно. Отношения с Генрихом – противопоставление аналитической машины иррациональному хаосу и противопоставление «человека долга» «человеку желания». Чем все закончится понятно даже без знакомства с историей. И крайне скептичный взгляд главного героя на свою эпоху и человечество в общем то имеет под собой глубокое основание.

До того малоизвестный мне Марк Райлэнс играет своего сложного героя просто охренительно. А Дэмиан Льюис все-таки и в Африке Дэмиан Льюис – уж насколько я смотрю на Генриха Тюдора, как на говно, но он как-то умудрился сделать своего персонажа хотя бы немного обаятельным. И вместе с тем такой натуральный Генрих, хотя по габаритам они не сходятся, а Генриху, конечно, здорово польстили тем, что отдали его роль Льюису.
И да – там отличный саундтрек.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.