суббота, 24 декабря 2016 г.

"Лучше не бывает" (1997)

Оригинал взят у analitik_00 в Фильм "Лучше не бывает", Джеймс Брукс

Кинопоиск

В очередной, не помню какой раз, причем с большим удовольствием, посмотрел фильм "Лучше не бывает" режиссера Джеймса Брукса (1997), с Джеком Николсоном и Хелен Хант в главных ролях.

Игра всех актеров, а особенно ведущих - великолепна. Правда, после того как Джек Николсон сыграл главную роль в фильме "Полет над гнездом кукушки", за ним слегка укрепился нимб идеального актера для ролей героев со странностями.
 
Мне хотелось бы вначале остановиться на игре Хелен Хант и только затем перейти к игре Николсона.

По сюжету она играет официантку Кэрол Коннелли - мать одиночку с тщедушным больным ребенком на руках, полным отсутствием личной жизни, а также каких-либо в ней перспектив.
В общем женщину с семейными и финансовыми проблемами, которые, как правило, стандартны для жителей больших городов.

Однако героиня очень бойка и уверена в себе. У нас, как правило, так уверены в себе уборщицы, когда у них возникает надобность загнать куда-нибудь персонал, чтобы было удобнее убирать помещение.

Мне понравилась Хелен Хант тем, что она очень органична в роли матери одиночки, она играет так естественно - как-будто дышит. Ни грамма фальши. Ей веришь. Она эдакая своя в доску девка с американского двора. Кэрол на протяжении всего фильма занята тем, что "воспитывает" героя Джека Николсона - слегка городского сумасшедшего писателя Ардела, который шаг за шагом влюбляется в нее, как в одну из своих "самых стойких" жизненных потребностей.

Поскольку Мелвин Арделл обладает неким психическим расстройством, а игра Джека Николсона просто никак не дает зрителю разувериться в этом, его жизненное пространство состоит только из жестко зафиксированных умом привычек. Для него очень важно, чтобы ничто не нарушало привычный уклад его жизни.

Писатель достаточно жестко отстаивает право на свой участок жизненного пространства, ему приходится решать ряд бытовых проблем, при этом не замечая, что он причиняет боль окружающим, напрочь отбросив в общении установленные этикетом нормы поведения. Эгоцентризм героя Николсона не позволяет ему ни в малейшей степени указывать уважение, участие или заинтересованность (хотя бы видимую) проблемами людей, с которыми он общается.

Соседом Мелвина является художник гей или наоборот гей художник Саймон Бишоп. Его играет Грег Киннер. Вот тут мы плавно вплываем в классический любовный треугольник, нестандартное разрешение которого предлагает режиссер. Все участники друг друга любят, но только платонически, причем третья сторона - художник Саймон, вроде как и не проблемная, а наоборот, сочувствующая.

В один прекрасный день наш писатель, во время ежедневной стандартной процедуры подноса ему завтрака в кафе, обнаруживает отсутствие привычной Кэрол, что ему очень не нравится. При этом Арделл знает о том, что у официантки Кэрол имеется больной сын, который нуждается в дорогом лечении. У Кэрол уже имелся в копилке конфликт с писателем на данную тему, когда последний сказал что-то не вполне лестное по этому поводу.

В данном эпизоде американская матушка четко абстрагировалась от обязанностей обслуги и тут же показала известному писателю Арделлу свой скандальный норов. Но Мелвина такой подход только раззадорил. Он не стал жаловаться менеджеру на качество обслуживания в учреждении общепита. Арделл просто начинает заниматься меценатством, беря на себя финансовую и моральную ответственность за судьбу ее ребенка, чтобы избавить нашу официантку от утомительного для всех сторон недуга.

А вот дальше развитие сюжета идет таким образом, что официантка, с одной стороны, вроде бы и благодарна Мелвину, а с другой, она не знает как выразить ему это чувство благодарности, так как психическое отклонение, которым писатель страдает, побуждает его держать всех окружающих как минимум на расстоянии вытянутой от себя руки.
В таких притирках друг к другу проходит весь фильм. Параллельно этому, Мелвин никак не хочет ужиться и всячески выражает свое протестное неудовольствие соседу гею, который, по совместительству является художником. За это свойство характера Мелвина Арделла, его почему-то в большинстве рецензий называют гомофобом.

Здесь я категорически не соглашусь, хоть в этом качестве своего характера герой является абсолютно нормальным человеком, со здоровыми половым предпочтениями. Выражает Мелвин неудовольствие своим соседом своеобразно - периодически третирует маленькую собачку Саймона, что вызывает нешуточный накал страстей.

Внезапно виток сюжета закручивается еще в более тугой узел, гея Саймона посещает беда, натурщик, который позировал ему для картины оказался воровским наводчиком, в итоге, во время ограбления художника прямо в квартире его жестоко избивают, возможно даже ногами.

Немного сокращу дальнейшее описание. Писатель Арделл в результате подружится с геем Саймоном, а потому любезно предоставит часть своих апартаментов для разорившегося художника и его собачки, которая тоже полюбит писателя, причем даже еще больше, чем хозяина гея.

Официантка Кэрол также полюбит писателя Саймона, однако учитывая ее возраст, финансовое и социальное положение, мы понимаем, что ей особенно и выбирать-то не из кого. И со своей стороны Арделл ответит отзывчивостью официантке Кэрол, так как поймет, что она единственный человек, рядом с которым ему захочется начать себя лечить, чтобы исправить некоторые нестандартные черты своей эгоистичной натуры.

Зрителю, пожалуй, рекомендовано получить удовольствие от игры трио - Джека Николсона, Хелен Хант и Грега Киннера:
во-первых, для того, чтобы насладиться профессионализмом, шармом и индивидуальными актерскими трюками от Джека Николсона;
во-вторых, для того, чтобы впитать грациозную природную естественность игры Хелен Хант, она умудрилась создать на экране такое ощущение, как-будто с этим человеком на протяжении многих лет каждый день ты просыпаешься в одной постели, так хорошо ты ее знаешь (это для мужчин);
в-третьих, для того, чтобы ощутить мимолетность беззащитного перед лицом судьбы человека, которую талантливо изобразил Грег Киннер.

Думаю, что именно за это в 1998 году Джек Николсон и Хелен Хант получили премию Оскар, а Грег Киннер Золотой Глобус.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.