воскресенье, 18 декабря 2016 г.

"Облачный атлас" (2012)

Оригинал взят у alles_zuruck в Объять необъятное.

Кинопоиск

Выходя вчера из кинозала, я услышал как позади меня молодая представительница поколения "Пепси" сказала своему спутнику: "Так и не поняла, о чем он". И действительно, под поп-корн с пивом гораздо легче перевариваются несложные сюжеты, простые персонажи и приземленные страсти, тогда как "Облачный атлас" из разряда тех фильмов, которые заставляют напрягать серое вещество. Так о чем же он?

Наверное, о взаимосвязи времен и людей? Недаром десяток известных и менее известных актеров тянут на себе всю картину, перевоплощаются из одной реинкарнации в другую, с легкостью играя как мужчин, так и женщин. Повторяющиеся рисунки татуировок. Одинаковые родимые пятна в виде кометы. Дневники и письма из прошлого. Похожая музыка...
 
А может о неистребимой жажде свободы? Неспроста герои разных сюжетных линий в разные времена, попадая в плен людей и обстоятельств, рано или поздно обретают свободу. Свободу тела, или свободу духа, что в данном случае без разницы. О человеческой любви и самопожертвовании? Конечно. Но при этом авторы фильма не делают большой разницы между привязанностью спасенного к своему спасителю, любовью мужа к жене, отца к дочери, даже мужчины к мужчине. Не потому ли, что любовь - это взаимное притяжение душ? Их взаимосзвязь?
Не пытайтесь найти в этом фильме готовых решений, простых ответов и проверенных рецептов. Авторы не отвлекаются на объяснение происходящего, предлагая зрителю лишь намеки, подсказки и зацепки. Позитивная и философская, эта лента заставляет думать. А ведь способность мыслить - это то последнее, что остается у человека, когда у него уже нет ничего. Как рефрен, устами Сонми до нас доносится вывод Солженицына: "Вы сохраняете власть над людьми, пока оставляете им хоть что-то. Отнимите все - и вы лишитесь власти". Отнять возможность думать, заменить мысли эрзац-идеями, подменить настоящие чувства виртуальными - это то, что делает с нами масс культура и идеология. Так не о нас ли нынешних все это?

Нельзя объять необъятное - это известно еще со времен Козьмы Пруткова. Ответить на главные вопросы человеческого бытия - задача скорее божия, нежели чем человеческая, но, тем не менее, люди всегда пытались найти на них ответы. Это не обошло стороной и кинематограф. Трудность этой задачи, соответственно, порождает многосложность методов и приемов. Только за один факт, что авторы в попытке объять необъятное заставляют людей искать свои ответы на эти извечные вопросы, этой ленте можно простить и запутанность повествования, и излишний пафос, и таинственную  многозначность...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.