Кинопоиск
Вольные мысли по поводу фильма «Пастух своих коров» (2002 г.) Александра Гордона, а также о свободе и рабстве, о быдле, о наших желаниях, иллюзиях и кое-чем другом.
Тот странный случай, когда идея, заложенная в фильме, интересней, чем сам фильм: У каждого свои коровы, которые лишают его свободы.
Сюжет прост.
Перед самым получением диплома инженера, Колька решает вырваться из душной атмосферы города и поселиться в деревне в качестве пастуха деревенского стада.
Окончательно подтолкнул его к этому поступку метафизический вид широких, необычайно красивых и спокойных родных просторов.
Таким образом, он расстается с городской «тюрьмой» ради раскрепощения, свободы, чистоты, которые обещает ему природа.
Городская жизнь для него – жизнь как в тюрьме.
Жизнь рядом со стадом коров – жизнь на свободе.
Он без сожаления меняет социальную ситуацию, которая представляется ему тюрьмой на социальную ситуацию, которая представляется ему свободой (жизнь в городе на жизнь рядом со стадом коров).
И попадает "из одной тюрьмы в другую тюрьму".
В конце фильма это измученный, задерганный, с надеждами на перемены в своей жизни (фраза: завтра все кончится, а это уже другая жизнь, незадолго до смерти) человек. Его ненавидят окружающие. Он зависим от своих коров. Метафизические просторы, которые казались свободой, превращаются в тюрьму (Расстояния просторы лишают человека свободы, пространство пожирает человека быстрее, чем время – бормочет Колька).
Пространство вытягивает из него силы, энергию превращая его в раба, в раба того самого метафизического пространства в котором он увидел глоток свободы.
Тот странный случай, когда идея, заложенная в фильме, интересней, чем сам фильм: У каждого свои коровы, которые лишают его свободы.
Сюжет прост.
Перед самым получением диплома инженера, Колька решает вырваться из душной атмосферы города и поселиться в деревне в качестве пастуха деревенского стада.
Окончательно подтолкнул его к этому поступку метафизический вид широких, необычайно красивых и спокойных родных просторов.
Таким образом, он расстается с городской «тюрьмой» ради раскрепощения, свободы, чистоты, которые обещает ему природа.
Городская жизнь для него – жизнь как в тюрьме.
Жизнь рядом со стадом коров – жизнь на свободе.
Он без сожаления меняет социальную ситуацию, которая представляется ему тюрьмой на социальную ситуацию, которая представляется ему свободой (жизнь в городе на жизнь рядом со стадом коров).
И попадает "из одной тюрьмы в другую тюрьму".
В конце фильма это измученный, задерганный, с надеждами на перемены в своей жизни (фраза: завтра все кончится, а это уже другая жизнь, незадолго до смерти) человек. Его ненавидят окружающие. Он зависим от своих коров. Метафизические просторы, которые казались свободой, превращаются в тюрьму (Расстояния просторы лишают человека свободы, пространство пожирает человека быстрее, чем время – бормочет Колька).
Пространство вытягивает из него силы, энергию превращая его в раба, в раба того самого метафизического пространства в котором он увидел глоток свободы.
Превращает его в раба свободы.
Перед смертью он видит ангела, который оказывается коровой.
Так, что же произошло?
То, что всегда.
Мы конструируем миры, а потом становимся рабами созданных нами миров.
Мир, который мы создаем, руководит нами.
Мы конструируем ситуацию свободы, а оказываемся в ситуации тюрьмы.
В тюрьме созданной нами свободы.
Свобода, связанная с предметами, с определенной социальным порядком, определенной конкретной ситуацией становится тюрьмой.
Ощущение «как в тюрьме» может быть связано с любой ситуацией: в семье как в тюрьме, дома как в тюрьме, на работе, в стране, в городе или деревне и т.д. (почему? – отдельная тема)
Ощущение тюрьмы рождает фантазм свободы, фантазм бегства из тюрьмы. Бегства из опостылевшего дома, с заколебавшей работы, из осмердевшего города, быдловатой страны и т.д., и т.п.
Фантазм свободы и бегства из тюрьмы рождает иллюзию, что свободу можно найти, если сменить социальную ситуацию: бежать из города в деревню и наоборот, уехать в Гоа, уйти в неформалы, во внутреннюю эмиграцию, произвести революцию, сменить политический режим, реформировать экономику и многое другое.
Фантазм свободы.
Как только свобода начинает связываться с какой-либо социальной ситуацией (экономической, политической, культурной, географической etc.), то человек начинает служить не свободе, а данной ситуации, налагает на себя ограничения, следует определенным нормам и правилам, выполняет определенные ритуалы (ритуалы свободы, ритуалы борьбы за свободу, ритуалы бегства из тюрьмы etc.).
Человек становится рабом ситуации, с которой он связывает свободу. Он ограничен в своих действиях как простой конформист, его видение мира сужается заданной ситуацией, его действия становятся предсказуемыми, трафаретными, шаблонными.
Перед смертью он видит ангела, который оказывается коровой.
Так, что же произошло?
То, что всегда.
Мы конструируем миры, а потом становимся рабами созданных нами миров.
Мир, который мы создаем, руководит нами.
Мы конструируем ситуацию свободы, а оказываемся в ситуации тюрьмы.
В тюрьме созданной нами свободы.
Свобода, связанная с предметами, с определенной социальным порядком, определенной конкретной ситуацией становится тюрьмой.
Ощущение «как в тюрьме» может быть связано с любой ситуацией: в семье как в тюрьме, дома как в тюрьме, на работе, в стране, в городе или деревне и т.д. (почему? – отдельная тема)
Ощущение тюрьмы рождает фантазм свободы, фантазм бегства из тюрьмы. Бегства из опостылевшего дома, с заколебавшей работы, из осмердевшего города, быдловатой страны и т.д., и т.п.
Фантазм свободы и бегства из тюрьмы рождает иллюзию, что свободу можно найти, если сменить социальную ситуацию: бежать из города в деревню и наоборот, уехать в Гоа, уйти в неформалы, во внутреннюю эмиграцию, произвести революцию, сменить политический режим, реформировать экономику и многое другое.
Фантазм свободы.
Как только свобода начинает связываться с какой-либо социальной ситуацией (экономической, политической, культурной, географической etc.), то человек начинает служить не свободе, а данной ситуации, налагает на себя ограничения, следует определенным нормам и правилам, выполняет определенные ритуалы (ритуалы свободы, ритуалы борьбы за свободу, ритуалы бегства из тюрьмы etc.).
Человек становится рабом ситуации, с которой он связывает свободу. Он ограничен в своих действиях как простой конформист, его видение мира сужается заданной ситуацией, его действия становятся предсказуемыми, трафаретными, шаблонными.
И уж совсем крамольное: свобода порождает рабство. Тот, кто видит мир сквозь оппозицию «свобода – рабство», тот всегда найдет свободного (себя любимого) и раба (тот, кто не хочет потакать желаниям меня любимого). То есть используется эта оппозиция при проекции на окружающий мир весьма произвольно.
Субъект может найти себя свободным только в отношении раба, то есть в отношении того, кому он может приклеить клеймо раба на достаточно на любых основаниях. Поэтому чтобы ощущать себя свободным нужно изобрести, сконструировать, смастерить раба, хотя бы в своих фантазиях. И искренне принимать эти фантазмы за реальность.
Если человек хочет возвеличить себя в качестве свободного существа, то ему нужно создать фантазм раба. То, что он сам становится рабом свободы и собственного фантазма раба – не беда, главное нацепить на себя ярлычок «Я свободен» и с рабским удовольствием поплевывать на "рабов", возвещая о том, какие они рабы. Согласитесь, подобное приходится наблюдать тут и рядом. Более того, это какая-то болезнь наших интеллектуалов и около интеллектуалов, судя по количеству употреблений слова «быдло» в различного рода постах и комментариях.
Свобода и рабство идут рука об руку, часто незаметно меняются местами, переходят друг в друга.
Иногда, даже непонятно, где борьба за свободу, а где печаль по тоталитаризму.
Какая тоска по тоталитаризму сквозит в некоторых призывах к свободе, что просто диву даешься.
В романе Оруэлла на фасаде министерства правды висел лозунг: «Свобода – это рабство».
А может так и есть?
Субъект может найти себя свободным только в отношении раба, то есть в отношении того, кому он может приклеить клеймо раба на достаточно на любых основаниях. Поэтому чтобы ощущать себя свободным нужно изобрести, сконструировать, смастерить раба, хотя бы в своих фантазиях. И искренне принимать эти фантазмы за реальность.
Если человек хочет возвеличить себя в качестве свободного существа, то ему нужно создать фантазм раба. То, что он сам становится рабом свободы и собственного фантазма раба – не беда, главное нацепить на себя ярлычок «Я свободен» и с рабским удовольствием поплевывать на "рабов", возвещая о том, какие они рабы. Согласитесь, подобное приходится наблюдать тут и рядом. Более того, это какая-то болезнь наших интеллектуалов и около интеллектуалов, судя по количеству употреблений слова «быдло» в различного рода постах и комментариях.
Свобода и рабство идут рука об руку, часто незаметно меняются местами, переходят друг в друга.
Иногда, даже непонятно, где борьба за свободу, а где печаль по тоталитаризму.
Какая тоска по тоталитаризму сквозит в некоторых призывах к свободе, что просто диву даешься.
В романе Оруэлла на фасаде министерства правды висел лозунг: «Свобода – это рабство».
А может так и есть?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.