вторник, 13 декабря 2016 г.

"Пастух своих коров" (2002)

Кинопоиск

Вольные мысли по поводу фильма «Пастух своих коров» (2002 г.) Александра Гордона, а также о свободе и рабстве, о быдле, о наших желаниях, иллюзиях и кое-чем другом.
Тот странный случай, когда идея, заложенная в фильме, интересней, чем сам фильм: У каждого свои коровы, которые лишают его свободы.

Сюжет прост.
Перед самым получением диплома инженера, Колька решает вырваться из душной атмосферы города и поселиться в деревне в качестве пастуха деревенского стада.
Окончательно подтолкнул его к этому поступку метафизический вид широких, необычайно красивых и спокойных родных просторов.
Таким образом, он расстается с городской «тюрьмой» ради раскрепощения, свободы, чистоты, которые обещает ему природа.
Городская жизнь для него – жизнь как в тюрьме.
Жизнь рядом со стадом коров – жизнь на свободе.
Он без сожаления меняет социальную ситуацию, которая представляется ему тюрьмой на социальную ситуацию, которая представляется ему свободой (жизнь в городе на жизнь рядом со стадом коров).

И попадает "из одной тюрьмы в другую тюрьму".

В конце фильма это измученный, задерганный, с надеждами на перемены в своей жизни (фраза: завтра все кончится, а это уже другая жизнь, незадолго до смерти) человек. Его ненавидят окружающие. Он зависим от своих коров. Метафизические просторы, которые казались свободой, превращаются в тюрьму (Расстояния просторы лишают человека свободы, пространство пожирает человека быстрее, чем время – бормочет Колька).
Пространство вытягивает из него силы, энергию превращая его в раба, в раба того самого метафизического пространства в котором он увидел глоток свободы.
Превращает его в раба свободы.
Перед смертью он видит ангела, который оказывается коровой.

Так, что же произошло?
То, что всегда.

Мы конструируем миры, а потом становимся рабами созданных нами миров.
Мир, который мы создаем, руководит нами.
Мы конструируем ситуацию свободы, а оказываемся в ситуации тюрьмы.
В тюрьме созданной нами свободы.

Свобода, связанная с предметами, с определенной социальным порядком, определенной конкретной ситуацией становится тюрьмой.
Ощущение «как в тюрьме» может быть связано с любой ситуацией: в семье как в тюрьме, дома как в тюрьме, на работе, в стране, в городе или деревне и т.д. (почему? – отдельная тема)
Ощущение тюрьмы рождает фантазм свободы, фантазм бегства из тюрьмы. Бегства из опостылевшего дома, с заколебавшей работы, из осмердевшего города, быдловатой страны и т.д., и т.п.
Фантазм свободы и бегства из тюрьмы рождает иллюзию, что свободу можно найти, если сменить социальную ситуацию: бежать из города в деревню и наоборот, уехать в Гоа, уйти в неформалы, во внутреннюю эмиграцию, произвести революцию, сменить политический режим, реформировать экономику и многое другое.
Фантазм свободы.

Как только свобода начинает связываться с какой-либо социальной ситуацией (экономической, политической, культурной, географической etc.), то человек начинает служить не свободе, а данной ситуации, налагает на себя ограничения, следует определенным нормам и правилам, выполняет определенные ритуалы (ритуалы свободы, ритуалы борьбы за свободу, ритуалы бегства из тюрьмы etc.).
Человек становится рабом ситуации, с которой он связывает свободу. Он ограничен в своих действиях как простой конформист, его видение мира сужается заданной ситуацией, его действия становятся предсказуемыми, трафаретными, шаблонными.
И уж совсем крамольное: свобода порождает рабство. Тот, кто видит мир сквозь оппозицию «свобода – рабство», тот всегда найдет свободного (себя любимого) и раба (тот, кто не хочет потакать желаниям меня любимого). То есть используется эта оппозиция при проекции на окружающий мир весьма произвольно.
Субъект может найти себя свободным только в отношении раба, то есть в отношении того, кому он может приклеить клеймо раба на достаточно на любых основаниях. Поэтому чтобы ощущать себя свободным нужно изобрести, сконструировать, смастерить раба, хотя бы в своих фантазиях. И искренне принимать эти фантазмы за реальность.
Если человек хочет возвеличить себя в качестве свободного существа, то ему нужно создать фантазм раба. То, что он сам становится рабом свободы и собственного фантазма раба – не беда, главное нацепить на себя ярлычок «Я свободен» и с рабским удовольствием поплевывать на "рабов", возвещая о том, какие они рабы. Согласитесь, подобное приходится наблюдать тут и рядом. Более того, это какая-то болезнь наших интеллектуалов и около интеллектуалов, судя по количеству употреблений слова «быдло» в различного рода постах и комментариях.

Свобода и рабство идут рука об руку, часто незаметно меняются местами, переходят друг в друга.
Иногда, даже непонятно, где борьба за свободу, а где печаль по тоталитаризму.
Какая тоска по тоталитаризму сквозит в некоторых призывах к свободе, что просто диву даешься.
В романе Оруэлла на фасаде министерства правды висел лозунг: «Свобода – это рабство».
А может так и есть?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.