Originally posted by glint_way at "Возвращение в Брайдсхед", Великобритания-Италия-Марокко, 2008. Реж. - Джулиан Джаррольд
КинопоискНичего не понимаю. Пытаюсь понять - и нахожу одни противоречия.
Впрочем, если убежденный католик Ивлин Во написал книгу от имени атеиста Чарльза, то противоречия становятся как-то объяснимы.
Красивое кино, ничего не скажешь - "Возвращение в Брайдсхед". Комедию про жизнь в родовых английских поместьях все помнят по "Дживсу и Вустеру", но там, к счастью, не подчеркивался религиозный аспект. Здесь драма главных героев состоит в том, что они хотят быть счастливы без Бога, но мама с детства им внушала безумную греховность подобной идеи.
Действие происходит в тридцатые годы в Англии. Во многом это уже ретроспекция, воспоминания художника о своей юности по прошествии как минимум двадцати лет.
Чарльз, юный художник из бедного района Лондона (Мэтью Гуд), знакомится в Оксфорде с Себастьяном (Бен Уишоу), юношей из старинного аристократического рода.
Отец этого почтенного аристократического семейства вполне счастливо прожил вдали от Брайдсхеда и опостылевшей супруги с ее религиозным фанатизмом всю свою жизнь, страшно греховную с точки зрения любого католика: с невенчанной любовницей-итальянкой! Но на смертном одре папаша покаялся в грехах в присутствии семьи и отдал душу в руки Господа, как и требовала от него многовековая семейная традиция. Юного Себастьяна однажды погубят вовсе не гомосексуальные наклонности, а банальное пьянство и неизжитое чувство вины, вбитое матерью, которая всю жизнь слышала только два голоса - свой и Бога, (причем первый явно выдавался за второй, так как звучал не в пример отчетливей). Чарльза очаровывает таинственная замковая атмосфера английского поместья, возможность "приобщиться" на правах друга Себастьяна к этой жизни, в которой не принято считать денег, ибо это вульгарно, в которой дух роскоши царит над всем столь же естественно, как изысканные манеры, а вино порой приводит к (почти невинным) поцелуям с лучшим другом.
Впрочем, Чарльза держит в поместье вовсе не приятель, а его сестра Джулия (Хейли Этвелл), в которую он не безответно влюбляется.
Мать умудрилась погубить и эту любовь, выдав дочку замуж за католика-американца.
Но время шло, и все могло быть стать иначе, и почти уже стало, если бы не слишком много "но", и на первом месте среди этих "но" - война с Германией, а на втором - все тот же суровый католический Бог, который, разумеется, не допустит, чтобы Джулия и Чарльз были счастливы. Понятно, что образ Бога и строгой, теперь уже покойной матери семейства сплетается в одну большую вину за то, что ты вообще посмел мечтать о счастье в этой жизни. Себастьян пытался утопить чувство вины в алкоголе. Джулия - в самоотречении ради семьи.
Впрочем, если убежденный католик Ивлин Во написал книгу от имени атеиста Чарльза, то противоречия становятся как-то объяснимы.
Красивое кино, ничего не скажешь - "Возвращение в Брайдсхед". Комедию про жизнь в родовых английских поместьях все помнят по "Дживсу и Вустеру", но там, к счастью, не подчеркивался религиозный аспект. Здесь драма главных героев состоит в том, что они хотят быть счастливы без Бога, но мама с детства им внушала безумную греховность подобной идеи.
Действие происходит в тридцатые годы в Англии. Во многом это уже ретроспекция, воспоминания художника о своей юности по прошествии как минимум двадцати лет.
Чарльз, юный художник из бедного района Лондона (Мэтью Гуд), знакомится в Оксфорде с Себастьяном (Бен Уишоу), юношей из старинного аристократического рода.
Отец этого почтенного аристократического семейства вполне счастливо прожил вдали от Брайдсхеда и опостылевшей супруги с ее религиозным фанатизмом всю свою жизнь, страшно греховную с точки зрения любого католика: с невенчанной любовницей-итальянкой! Но на смертном одре папаша покаялся в грехах в присутствии семьи и отдал душу в руки Господа, как и требовала от него многовековая семейная традиция. Юного Себастьяна однажды погубят вовсе не гомосексуальные наклонности, а банальное пьянство и неизжитое чувство вины, вбитое матерью, которая всю жизнь слышала только два голоса - свой и Бога, (причем первый явно выдавался за второй, так как звучал не в пример отчетливей). Чарльза очаровывает таинственная замковая атмосфера английского поместья, возможность "приобщиться" на правах друга Себастьяна к этой жизни, в которой не принято считать денег, ибо это вульгарно, в которой дух роскоши царит над всем столь же естественно, как изысканные манеры, а вино порой приводит к (почти невинным) поцелуям с лучшим другом.
Впрочем, Чарльза держит в поместье вовсе не приятель, а его сестра Джулия (Хейли Этвелл), в которую он не безответно влюбляется.
Мать умудрилась погубить и эту любовь, выдав дочку замуж за католика-американца.
Но время шло, и все могло быть стать иначе, и почти уже стало, если бы не слишком много "но", и на первом месте среди этих "но" - война с Германией, а на втором - все тот же суровый католический Бог, который, разумеется, не допустит, чтобы Джулия и Чарльз были счастливы. Понятно, что образ Бога и строгой, теперь уже покойной матери семейства сплетается в одну большую вину за то, что ты вообще посмел мечтать о счастье в этой жизни. Себастьян пытался утопить чувство вины в алкоголе. Джулия - в самоотречении ради семьи.
Но как, скажите, такой явно антибожеский роман мог написать католик? Ведь в фильме эти противоречия буквально лупят по глазам, обдавая могильным холодом, давя все живое, не давая людям жить спокойно и счастливо! Другое противоречие состоит в неприятии аристократии как класса, но нескрываемое эстетическое любование утонченной роскошью наводит мысль как минимум о зависти. В фильме есть чем полюбоваться, поверьте, начиная от тщательно продуманных костюмов до изысканных интерьеров, от очаровательных британских пейзажей в стиле Гейнсборо и Констебла до знаменитой английской риторики (это когда говорят одно, а подразумевают абсолютно другое). Вид родового имения Марчмейнов можно разглядывать покадрово - настолько красиво это снято, а сцена купания юношей в фонтане напоминает античность.
Аристократизм очаровывает, но аристократия слишком обособлена, чтобы пропускать в свой узкий круг чужаков. Они навсегда останутся "за бортом" этого мира, если не принадлежат к нему по праву рождения. Чарльз искренен в своей страсти к Джулии, равно как и в завуалированном желании стать частью этого недосягаемого для него класса, ненавидимого, насквозь искусственного и затхлого, но при этом по прежнему недоступного. Недосказанность и неоднозначность – ключевая линия фильма.
Кто побеждает в итоге - я так и не поняла... Наверное, все же аристократия и Бог. Именно Он регулирует границы между любовью и верой, ложью и искренностью, семейным деспотизмом, внутренними комплексами и невозможностью найти себя. Даже война не в силах разрушить непреходящие ценности английской аристократии. Что такое жизнь, что такое личное счастье, любовь, страсть по сравнению с семейными и религиозными ценностями?
Пыль под ногами Господа, иней на родовых могилах...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.