пятница, 1 июля 2016 г.

"Агора" (2009)

Originally posted by a_fixx at Агорафобия
"Если a=c и b=c, то a=b", - напоминает Гипатия Александрийская ученикам правила элементарной алгебры, но на улицах всё чаще приходится сталкиваться с теорией множеств. Толпа есть толпа, какому бы милосердному и социально справедливому учению не были привержены отдельные личности, составляющие её. Будь это последователи Христа или правоверные иудеи, "нашисты" или адепты Навального. Толпа личности не имеет, как не имеет и правды.

Чтобы зритель не сомневался в режиссёрской оценке происходящего, атаку христиан на Серапеум ("филиал" Александрийской библиотеки, сожжённой до этого дважды - в 273 г. н. э. и в 48-47 гг. до н. э.) предваряет кадр с копошением натуральных муравьёв, а завершает - дальний план, на котором уже христиане-муравьи "зачищают" храм.

Хотя, казалось бы, какие уж тут сомнения. Сторонники единобожия как один в чёрном, вида босяцкого и экстремистского. Язычники в белом, хорошо одеты и безбороды. Ан нет, в этом и покупка. Тот же "муравьиный" план применяется и при бойне, инициированной язычниками. С высоты птичьего полёта цвет муравьёв не принципиален.

И те, и другие, подготавливая и оправдывая резню, ссылаются на оскорбление богов (Бога). Однако, камера взлетает выше небес, и становится яснее ясного, что ни египетским богам, ни триединому Богу христиан до мнимых оскорблений дела точно нет, а вот музыка Ореста едва слышно, но всё-таки до них доносится.

Не случайна (да что не случайна, очень даже намеренна) схожесть судьбы экранной Гипатии с самим Христом. Погибает от рук безумной кодлы (правда, её Левий Матвей успел всё же облегчить страдания), преданная учениками (кто там Пётр, кто Иуда, сходу и не разберёшь, оба хороши), во цвете лет (реальная Гипатия умерла пятидесятилетней, но кто хочет поговорить об исторической киноправде - к Никите Бесогону Михалкову). Только выбор её, по форме такой же - отказ от сопротивления насилию, беззащитный ход ему навстречу - по существу, ещё трагичнее, ибо на воскрешение и бессмертие она не претендует.

Так что "Агора" - это отнюдь не антихристианский и не антирелигиозный памфлет, как его почему-то восприняли некоторые. Быть может, вообще, атеизм и есть самая смелая религия? "Тебе нельзя сомневаться. А мне можно", - говорит Гипатия бывшему ученику, ставшему епископом. Сомневаться - очень важное свойство, когда вокруг столько уверенных в своей правоте.

Фильм правильный, хотя и лобовой местами. Заявка на актуальность - "наивно было полагать, что мы наконец-то изменились" - не требует озвучивания. Отчего-то в начале смутного нашего XXI-го египетские волнения накануне раздела (передела? развала?) Римской империи вовсе не смотрятся анахронизмом.

P.S. При подготовке заметки был обнаружен интересный факт. Кинокритик Ксения Рождественская 17 мая 2009 в фестивальном блоге на Film.ru "Агору" коротенько так отправила "в топку" ("Аменабар поднялся до немыслимых высот бездарности и снял такую фигню, что ничего, кроме восторга, это двухсполовинойчасовое кино вызвать не может"). Как следует из написанного далее, с сеанса она ушла, не осилив картину. А 11 февраля 2010 года (после российской премьеры) на Газете.ru публикуется уже более подробная и вполне нейтральная её же рецензия. Надо полагать, фильм таки был досмотрен до конца. Чего и вам желаю.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.