среда, 22 июня 2016 г.

"Амаркорд" (1973)

Кинопоиск


Немного - о хорошо забытом, о хорошо забытом старом. Феллиневский «Амаркорд», фильм о воспоминаниях.

Ничего нет приятнее, чем снимать собственные воспоминания. Правда, это удалось бы отнюдь не каждому. У одних воспоминания тусклы и невнятны - не представляющие интереса для широкой публики, они заслуживают лишь того, чтобы отмахнуться от них, как от назойливого тополиного пуха.
У других же – таких счастливцев, как Феллини на пару с Гуэрра – озарения памяти отчетливы и красочны, способны выдержать многократные пертурбации – родиться в голове, пережить различные варианты сценариев и, наконец, материализоваться на кинопленке!


В результате и получается эдакая фрагментарная штука-фильм, где реальность соткана из обрывочных штрихов-эпизодиков (импрессионизм..?). Мы видим год из жизни заурядного городка итальянского приморья 30-х гг.. Фильм построен циклично – от весны до весны – такая вот статичная, ничем не нарушаемая жизнь, все повторяется..
С философской точки зрения, с глобальной, разумеется. На самом деле за год успевает произойти тысяча мелких и крупных, счастливых и горьких событий.. Мальчик прощается с детством, исполняется мечта молодой женщины – она выходит замуж, в стране укрепляет свои позиции фашизм.. И все-таки основная тема Феллини – так же, как затаенный смысл воспоминаний вообще: все идет по кругу и возвращается на круги своя. И мы просто живем и по-детски упоенно, восторженно радуемся всему, что посылает нам жизнь: тополиному пуху, помпезным фашистским демонстрациям, тому, что мимо города прошел гигантский лайнер, густому осеннему туману, первому снегу.. Все повторяется из года в год и не перестает от этого быть изумительным, фантастическим, единственным в своем роде. Это фильм об Италии, об итальянцах. О тех, кто даже фашизм воспринял как детскую романтическую игру.


Феллини всегда был присущ сюрреализм и фантасмагория. Однако я не видела у него более реалистичного, более «понятного» фильма, чем «Амаркорд».

Доля «сноподобности», размытости, искаженности в нем все же есть: персонажи с их одеждой и повседневным поведением покрылись пылью десятилетий; мы видим ускользающее пространство, как бы издалека, сокрытое за кружащимися пушинками, туманом, снегопадом, ни одного крупного плана, мы почти не видим лиц..., образы и сюжеты, навсегда законсервированые в глазах и восприятии юноши, кажутся «молодыми старичками». Пропустить юношеские воспоминания через фильтр жизненной мудрости и при этом оставить их нетронутыми – в этом талант автора вспоминать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.