суббота, 18 июня 2016 г.

"Кулаки в кармане" (1965)



Если бы машина времени была уже изобретена, первым делом я бы отправилась в 60-е. Знаменитые свингующие ознаменовались взлетом всего на свете – взлетела Берлинская стена, взлетел Гагарин, чуть было не взлетело всё к едрене фене в разгар Карибского кризиса, мир взорвался рок-н-роллом, а кинематограф смыло новой волной. А книги? "Пролетая над гнездом кукушки", "Трудно быть богом", "Сто лет одиночества", "Дюна"… Плюс мини-юбки и уже в полном изнеможении – ЛСД. Даже Джаггер жаловался, что крутится как шельма на ярмарке, а сатисфэкшен так и не приходит (это он, пожалуй, кокетничал). Всеобщий вынос мозга приобрел такой масштаб, что даже Ватикан занервничал и созвал Второй собор, имевший целью подготовить католическую церковь к миссионерству на Плутоне.

И только на одинокой вилле в окрестностях Пьяченцы не происходит ничего… Стоп, враки. Очень даже чего:

На одинокой вилле в окрестностях Пьяченцы проживают мать и четверо детей. Мать слепа и живет одними воспоминаниями, к детям относится без особой теплоты. Младший сын Леоне – эпилептик, отстает в развитии. Красавица Джулия и нервный Сандро также подвержены припадкам, хотя и в меньшей степени; оба странно безвольны и словно заперты в доме неким колдовством. Плюс к тому оба испытывают нетипичное, на грани инцеста, влечение – Сандро к Джулии, Джулия к Аугусто. Старший сын Аугусто – единственный, кто в этом доме "нормален": он работает и содержит семью, он собирается жениться, но больше всего на свете он мечтает вырваться из гнетущей атмосферы дома, набитого болезнями и безумием. Кажется, что семья никогда не выпустит его из цепких объятий, но… внезапно на помощь приходит Сандро. И постепенно становится ясно, кто тут сжимает кулаки в карманах. Композиционное совершенство и неторопливая отрешенность кадров притупляют чувство опасности. Беспечный зритель, выйдя из оцепенения, обнаруживает себя далеко за рамками общепринятой морали. Бунт против догм типичен для середины 60-х, но нетипична зрелость работы 26-летнего дебютанта Беллоккьо. Музыка Эннио Морриконе – полноправный участник повествования. Тема "Dies Irae" не зря выбрана в качестве увертюры, как неслучайна и финальная ария из "Травиаты". Перед нами киноклассика, и случайностям здесь места нет.

Аннотацию писала свою – та, что гуляет в сети, мне кажется совершенно невозможной. "Актеры, подчиняясь мастерской режиссуре, играют с таким блеском и страстью, что зрителю иногда не хватает дыхания, чтобы смеяться"… Ох :( В этом фильме вообще нет таких мест, чтобы радостно поржать. Не больше, чем их есть в фильмах Киры Муратовой, например. А ее стиль определенно очень близок – настроением, вниманием к деталям, длинными крупными планами лиц… В общем, если вам нравятся "Долгие проводы" и "Короткие встречи", то наверняка понравится и этот фильм.

Мне кажется, что самый натуральный и ехидный спойлер заключается в подборе актера на главную роль. То есть он прямо на постере – это Алессандро в исполнении Лу Кастеля. Прямой короткий нос, глубоко посаженные глаза, широкий лоб, капризная линия губ и подбородка… Чудеса реинкарнации, обобщенный портрет династии Юлиев-Клавдиев – той самой, к которой принадлежали Нерон и Калигула. Прибавим сюда остальных действующих лиц – мать, сестру, увечного брата – и всеобщую болезнь, эпилепсию. Стоит ли после этого удивляться патрицианским нравам, царящим в семье. Да и старший брат, неужто зря он назван Аугусто? Август, император в тесных рамках своей семьи. Это всё мои догадки, однако.
 

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.