Originally posted by f_l_o_e at Содерберг vs. Булгаков.
Кинопоиск— Всё не так, как я ожидал.
— А чего ты ждал? Это же глушь. Нет... до глуши ходит поезд. И оттуда еще день добираться сюда.
Т/ф. Записки юного врача.
— А чего ты ждал? Это же глушь. Нет... до глуши ходит поезд. И оттуда еще день добираться сюда.
Т/ф. Записки юного врача.
Неожиданное противостояние, верно? Где они могли сойтись - знаменитый режиссер, снявший Траффик, Заражение и другие интересные фильмы, и великий писатель, автор Собачьего сердца и Белой гвардии? Ну не в Караганде же! А Клайв Оуэн против Дэниела Рэдклиффа? Тоже серьёзно. Ясное дело, всё происходит в кино, в двух совершенно разных кинолентах, схожих только в жанре. Это два ретромедицинских сериала, действие которых разворачивается почти в одно и тоже время, на разных концах мира. Больница Никерброкер, Нью-Йорк, мегаполис, пока ещё не центр прогресса, но скоро будет им и Записки юного врача, деревенька на отшибе вселенной, посреди метели, в смутное революционное время. Ещё они похожи тем, что в них отсутствует пошлое порно спасения многочисленных жизней, обязательное для этого жанра. Это выделяет обе картины из общего вороха однообразия медицинского кино, тошнотворно идентичного и плоского.
Больницу Никерброкер я бы оценил рейтингом в одно пиво. Да и то, не столько из-за недостатков, сколько из-за достоинств, фильм снят с пугающей натуралистичностью, которую неплохо бы пригладить небольшой дозой алкоголя. Этого конечно хватает, реальность медицины начала прошлого века показана очень убедительно, и я более чем уверен, что фильм стоит посмотреть каждому из тех, кто мечтает жить в славном прошлом, где нет всей этой техногенной гадости, которая делает нашу жизнь столь ужасной. Как легко и приятно было болеть на всём натуральном, а мелкие по сегодняшним меркам проблемы со здоровьем были зачастую смертельным приговором. Думаю многих желающих возврата к истокам это кино отрезвит, самым упоротым конечно уже ничто не поможет, но тем, кто ещё не растерял остатки здравомыслия, наверняка полегчает.
Кое-кто описал фильм пошлым клише, что-де "Содерберг в Никерброкере разрушает привычные границы жанра". Ничего подобного, Содерберг на 100% остаётся в границах жанра, просто применяет к процессу производства кино более высокие требования, в отличие от тех с которыми обычно снимают подобные картины, незамысловатый сюжет, маленько тёплой мыльной водицей разбавить, накидать пару примитивных "драматических ходов", далее плохие атеры, посредственная постановка, советы выжившего из ума консультанта и вуаля, очередная поделка про героических докторов на старте телеэфира. Из этого помойного потока время от времени выскакивали картины выше среднего, вроде Доктора Хауса, немедленно обретая совершенно незаслуженную популярность. Тот же самый Хаус единственное чем интересен, так это издевательствами Лори над окружающими. Однако и они в конце концов приедаются. Никерброкер возможно первый медсериал, а уж из ретромеда так точно первый, который можно назвать полноценным кино. И Клайв Оуэн. Это прямо как перезапуск карьеры, он играет прсихованного доктора наркомана просто потрясающе. По сравнению с доктором Тэккери, Грегори Хаус не более чем милый шутник, по мере сил развлекающий своих друзей.
Кинопоиск
У Записок с Ником конечно есть общие черты, врачебная наркомания и другие веяния из медицины того времени, но фильмы очень непохожи. Записки скорее напоминают даже не фильм, а телеспектакль, хорошо заснятую театральную поставновку в восьми коротких актах. Кино здесь немного, это пьеса, случайно попавшая на ТВ. Поэтому и относиться ко всем театральным гиперболам в сериале стоит с некоторым снихождением и пониманием. Тем более, эта разница заметнее, в том как мастерски разделяется 1934 год, где доктор Бомгард уже взрослый и беседует с сотрудниками НКВД, снятые по канонам кино, со сценами из его воспоминаний, показанными в театрализованном ключе. Выбранный формат оказался на мой взгляд весьма удачным, и получившаяся кинолента снятая по мотивам одноименных рассказов Булгакова вышла довольно неплохой.
Рэдклифф - юный Бомгард, получился очень трогательным, взрослый, которого играет Джон Хэмм, прямо таки очень похож на Булгакова, чем подчеркивается автобиографичность записок. Клюквенность, неизбежная при западной экранизации полностью нивелируется театрализованностью съёмок. И в итоге, эта экранизация оказалась гораздо лучше ужасного фильма 1991 года, и заметно лучше Балабановского Морфия. Да и вообще, среди экранизаций Булгакова, весьма сложных для переложения в киноформат, одна из самых лучших. А точнее вторая хорошая, после Бортковского Собачьего сердца. Хотя ещё Бег неплох... Неважно, Записки в любом случае стоит помотреть. Удивительно, но очень редко киношникам удаётся ухватить суть Булгаковской прозы и передать сплав трагедии с насмешкой над этой самой трагедией, и его особенное перетекание иронии в драму и наоборот. Вот в этот раз - получилось. Тоже одно пиво. Медицина пугает меня.
PS. Забавно, как оказалось Рэдклифф, мелкий Гарии Подтир, любит Булгакова. Обычно на западе, вспоминая о русской литературе говорят про Чехова, Достоевского и иногда Тургенева, стараясь прикинутся озаренными неожиданным пониманием Загадочной Русской Души™. Интерес к Булгакову куда реже, хотя он, раскрывает эту душу куда лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.