Originally posted by rassudkin at Фантазии Фарятьева. 1979год. Постановщик Илья Авербах. По пьесе Аллы Соколовой. Музыка А. Шнитке.
Кинопоиск
В 70-е годы в СССР, конечно же, был информационный вакуум. Поэтому в компаниях думающих людей - не диссидентских компаниях - говорили о прошлом, об исторических событиях, о происхождении мира и человека. Выдвигались самые фантастические теории. О настоящем информация была только в газетных передовицах, от которых хотелось спать, поэтому настоящее считалось неинтересным.
Люди воспитывались атеистами, то, что Бога нет - считалось аксиомой. Бога должна была заменить вера в коммунизм, в светлое будущее и правильное настоящее. Но в литературе этого периода мы видим героев разочарованных, не верящих ни во что, ищущих и не находящих духовную опору, запутавшихся в отношениях, не имеющих для них ценности.
Место действия пьесы Аллы Соколовой - портовый город Очаков, маленький, но яркий, с богатой историей. Место действия фильма - провинциальный приморский городок, без названия и без истории, неяркий, но живописный и тихий, такой тихий, что почти потусторонний. В тишине лучше размышляется о законах мироздания.
На этом провинциальном фоне разговоров о высоком разворачивается сюжет. В фильме "мало действия, пять пудов любви". Фарятьев любит Александру, Александра любит Бедхудова, Люба любит Фарятьева. Все безнадежно. Но чеховской тоски нет. Есть ощущение, что частная жизнь героев происходит не в городе, не в стране, не в истории, а в вечности. И у этой незаметной жизни есть свое место во вселенной.
Реалистический пейзаж выглядит чуть-чуть как мистический. Вид с балкона квартиры - частные домики и новые пятиэтажки на фоне огромного вечернего неба. А если посмотреть вниз - играющие дети, спешащие люди, которые сверху кажутся маленькими на слишком неподвижном фоне, беззащитными перед наблюдающей за ними вселенной, и вслепую ищут свою дорогу.
В квартире Саши много уличного вечернего света. Здесь Фарятьев делает ей предложение и сначала получает отказ. В разговоре Александра неожиданно для себя выдает причину отказа - она любит Бедхудова, без взаимности, у нее был неудачный роман с ним. Она говорит:"За что же меня так наказывать?"- имея ввиду еще и непонимание близких. И тогда Павел Фарятьев, желая ее утешить, выдает ей свою теорию, объясняющую невнимание людей друг к другу : мы живем не на своей планете, мы - пришельцы, эмигранты, случайно попавшие сюда. У нас нет духовной опоры, нас не связывают общие корни, общая родина - она не наша. Поэтому мы беззащитны, жестоки, жизнь у нас не яркая, в ней не хватает цельности, любви и смысла.
Не та родина - это метафора, означающая не та духовная родина, не та вера. Метафора не персонажа Фарятьева, а метафора автора пьесы.
Александра, почувствовав, что у них много общего в восприятии мира, дает ему согласие.
Мама Саши, в исполнении Зинаиды Шарко, очень переживает, что у дочери нет семьи из-за "этой роковой связи" с Бедхудовым и хочет, чтобы жизнь Саши пошла по накатанной общепринятой колее. Поэтому, как только помолвка происходит, мама, которая слышала рассказ Павла о другой планете, задается вопросом - нет ли у жениха психических отклонений?
В пьесе четче, чем в фильме прослеживается подтекст - нет ли в теории Фарятьева отклонений идеологических? Мама интуитивно чувствует в его теории что-то неканоническое, а в нем - что-то выходящее за рамки стандарта.
Тетя Павла в исполнении Лилии Гриценко похожа на племянника немного нереальным отношением к жизни. Она с восторгом говорит о "миссии" Павла, но слова мамы отрезвляют ее. Тетя начинает бояться, что Павла посчитают сумасшедшим, что теория его неканоническая, а она знает и помнит, что это означает. Это черта многих людей ее поколения: идеализм и восторженность - и полная остановка и разворот, как только человек чувствует, что вышел за рамки установленных мировоззренческих границ.
И Фарятьев готов ради любви отказаться от своей "работы".
Но жизнь ломает все планы - к Саше возвращается Бедхудов, и она убегает с ним " Несмотря на тридцать лет и музыкальное образование".
Фильм кончается не так уж плохо. Саша счастлива, хотя у нее нелегкая судьба любить человека, которому не нужна семья. Маме предстоит принять ситуацию и понять, что нельзя устроить механически брак, семью и детей. У Любы , которая любит Фарятьева уж точно без планов переделать его под нормального мужа, теперь есть надежда. А сам главный герой остается со своим "трудом", который ничего не стоит как научная теория, но который является прекрасной философской фантазией, необычной аллегорией жизни людей, не понимающих, что они единое целое.
Кроме того, "стройная теория" Фарятьева - это памятник человеку, рвущемуся на волю из информационной и идеологической тюрьмы. Ведь в пьесе вполне определенное место действия - город Очаков, с военной историей, почти символ государства. Сам Фарятьев в конце пьесы не случайно говорит с Любой о количестве голодающих в мире, об американцах во Вьетнаме - в унисон с советским телевидением. Он вполне советский, но в рамки стандарта не входит, и ему плохо в этих рамках.
В фильме этих мягких отсылок к идеологическим шаблонам нет, но фильм понятен и бесконечно поэтичен.
Кинопоиск
В 70-е годы в СССР, конечно же, был информационный вакуум. Поэтому в компаниях думающих людей - не диссидентских компаниях - говорили о прошлом, об исторических событиях, о происхождении мира и человека. Выдвигались самые фантастические теории. О настоящем информация была только в газетных передовицах, от которых хотелось спать, поэтому настоящее считалось неинтересным.
Люди воспитывались атеистами, то, что Бога нет - считалось аксиомой. Бога должна была заменить вера в коммунизм, в светлое будущее и правильное настоящее. Но в литературе этого периода мы видим героев разочарованных, не верящих ни во что, ищущих и не находящих духовную опору, запутавшихся в отношениях, не имеющих для них ценности.
Место действия пьесы Аллы Соколовой - портовый город Очаков, маленький, но яркий, с богатой историей. Место действия фильма - провинциальный приморский городок, без названия и без истории, неяркий, но живописный и тихий, такой тихий, что почти потусторонний. В тишине лучше размышляется о законах мироздания.
На этом провинциальном фоне разговоров о высоком разворачивается сюжет. В фильме "мало действия, пять пудов любви". Фарятьев любит Александру, Александра любит Бедхудова, Люба любит Фарятьева. Все безнадежно. Но чеховской тоски нет. Есть ощущение, что частная жизнь героев происходит не в городе, не в стране, не в истории, а в вечности. И у этой незаметной жизни есть свое место во вселенной.
Реалистический пейзаж выглядит чуть-чуть как мистический. Вид с балкона квартиры - частные домики и новые пятиэтажки на фоне огромного вечернего неба. А если посмотреть вниз - играющие дети, спешащие люди, которые сверху кажутся маленькими на слишком неподвижном фоне, беззащитными перед наблюдающей за ними вселенной, и вслепую ищут свою дорогу.
В квартире Саши много уличного вечернего света. Здесь Фарятьев делает ей предложение и сначала получает отказ. В разговоре Александра неожиданно для себя выдает причину отказа - она любит Бедхудова, без взаимности, у нее был неудачный роман с ним. Она говорит:"За что же меня так наказывать?"- имея ввиду еще и непонимание близких. И тогда Павел Фарятьев, желая ее утешить, выдает ей свою теорию, объясняющую невнимание людей друг к другу : мы живем не на своей планете, мы - пришельцы, эмигранты, случайно попавшие сюда. У нас нет духовной опоры, нас не связывают общие корни, общая родина - она не наша. Поэтому мы беззащитны, жестоки, жизнь у нас не яркая, в ней не хватает цельности, любви и смысла.
Не та родина - это метафора, означающая не та духовная родина, не та вера. Метафора не персонажа Фарятьева, а метафора автора пьесы.
Александра, почувствовав, что у них много общего в восприятии мира, дает ему согласие.
В пьесе четче, чем в фильме прослеживается подтекст - нет ли в теории Фарятьева отклонений идеологических? Мама интуитивно чувствует в его теории что-то неканоническое, а в нем - что-то выходящее за рамки стандарта.
И Фарятьев готов ради любви отказаться от своей "работы".
Но жизнь ломает все планы - к Саше возвращается Бедхудов, и она убегает с ним " Несмотря на тридцать лет и музыкальное образование".
Фильм кончается не так уж плохо. Саша счастлива, хотя у нее нелегкая судьба любить человека, которому не нужна семья. Маме предстоит принять ситуацию и понять, что нельзя устроить механически брак, семью и детей. У Любы , которая любит Фарятьева уж точно без планов переделать его под нормального мужа, теперь есть надежда. А сам главный герой остается со своим "трудом", который ничего не стоит как научная теория, но который является прекрасной философской фантазией, необычной аллегорией жизни людей, не понимающих, что они единое целое.
Кроме того, "стройная теория" Фарятьева - это памятник человеку, рвущемуся на волю из информационной и идеологической тюрьмы. Ведь в пьесе вполне определенное место действия - город Очаков, с военной историей, почти символ государства. Сам Фарятьев в конце пьесы не случайно говорит с Любой о количестве голодающих в мире, об американцах во Вьетнаме - в унисон с советским телевидением. Он вполне советский, но в рамки стандарта не входит, и ему плохо в этих рамках.
В фильме этих мягких отсылок к идеологическим шаблонам нет, но фильм понятен и бесконечно поэтичен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.