четверг, 21 октября 2021 г.

"Трагедия Гамлет" (2002)




Режиссер Питер Брук. Его телевизионный фильм 2002 года, Странный. Мультикультуральный. В роли Гамлета - Адриан Лестер, мулат с Ямайки, "афродатчанин". Соответственно, мулаты - и его отец Гамлет-старший, являющийся в виде призрака (весьма обыденного, обытовленного, так сказать, без всякой мистики), и Клавдий, тем более, что их играет один и тот же актер. 

А Офелия - индианка. Правда, Полоний, ее отец, на индуса не похож (актер Брюс Майерс, он же потом еще играет могильщика, очень хороший характерный актер). Зато Лаэрт похож, правда, он же еще и Гильденстерн, и выходит, что оба индусы. 

Ну и Гертруда - белая, Наташа Пэрри, жена Питера Брука (ныне покойная, увы), ей было уже 72 года, хотя выглядит она моложе, но трудно поверить, извините, в то, что она - объект страстного желания Клавдия. 

Да, Первый актер - вообще японец и монолог про Гекубу он читает по-японски - или мне это показалось? В любом случае, акцент у половины исполнителей почти чудовищный, я не всегда понимаю, что говорит тот же Клавдий. С другой стороны, Лестер очень чисто произносит непростой шекспировский текст, у него отличная британская театральная школа. 

Действие развивается в интерьерах типа японских, без мебели, без декораций, на подушечках и циновках, в основном, и кругом горят свечки. И всё это вперемешку с мелодиями типа индийских, хотя автор музыки - японец. Азиатская стилистика и атмосфера, да и Гамлет-мулат ведет себя периодически, как дикий азиат, например, чуть не задушил Офелию. Видимо, вообразил себя Отелло - шутка. 

Но вся эта мультикультуралочка сильно мешает восприятию, откровенно говоря. Питер Брук велик, но некоторые его постановки вызывают у меня удивление. Еще, например, "Вишневый сад", театральный спектакль, что мне случилось посмотреть в 1989 году. 


Теперь вот этот странный, полуазиатский "Гамлет", индо-растафарианский, так сказать, хотя у Лестера это только внешнее, его принц - тонкий, нервный, вспыльчивый, с "нежной кожей", затравленный, зажатый чуть ли не физически. И уж меньше всего "человек действия", мститель из него никудышный, но он иногда взрывается, и весьма яростно, может здорово начудить, о чем я сказал выше. 

Режиссер перекомпоновал многие сцены, поменял местами монологи главного героя, а последний совсем не звучит, от него остались лишь два заключительных стиха про bloody thought. Офелия сходит с ума тоже как-то странно, весьма условно. Зато сцена с могильщиками разыграна вкусно, колоритно, с подробностями. 

Финальный бой с Лаэртом поставлен как некое ритуальное действо, очень условное, так как тот же Клавдий совершенно не сопротивляется, когда на него бросается умирающий Гамлет, как будто он решил покончить с собой. На всей постановке лежит отсвет чисто восточного фатализма типа гамлетовского Let be. Кроме того, тут нет Фортинбраса, вычеркнут напрочь, со смертью Гамлета и почти всех остальных как будто заканчивается история. The rest is silence и японская унылая музыка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.