Фильм снимался во время вьетнамской войны, но действие перенесено на 20 лет назад, во времена корейской войны – условный ход, верный во всех отношениях. Главное – он развязал режиссеру руки, дал временнУю дистанцию, небольшой зазор, отстранение от злободневности. Освободил от прямых ссылок на сегодняшнюю войну, которая конечно всеми подразумевалась и авторами и зрителями, ведь все персонажи фильма (военные медики из передвижного госпиталя) были вполне узнаваемы, это люди не начала 50-х, а конца 60-х годов – у них современные прически, манеры, интонации.
Интонация всеобщего стеба (и усы главного героя) сразу напоминает Фрэнка Заппу. Заппа не на сцене, а за хирургическим столом, в окружении не «Матерей», а медсестер. И орудует он не гитарой, а скальпелем, но так же мастерски. Ну а в свободное от солирования время отжигает прямо в зале в госпитале и нет для него ничего святого (очень смешно сделана пародия на тайную вечерю, смерть и последующее воскресение).
Но есть и важное отличие. Олтман не идет так далеко и последовательно по пути всеобщего тотального осмеяния, как Заппа. Он не только развенчивает, но и утверждает. Главные герои фильма это все же «настоящие американские герои», рас3,14здяи, хорошо делающие свою работу даже посреди полного бардака.
Фильм конечно не милитаристский (последствия войны – кровавое человеческое мясо – показаны очень наглядно), но и не пацифистский, режиссер не так прост и однозначен. Существенное значение имеет возраст, Олтман на 15 лет старше того же Заппы, совсем другое поколение, другой взгляд. Олтман не вовлечен, а немного отстранен и потому открывает нечто новое о людях на войне. У режиссера есть стержень (иерархия ценностей), который позволяет хранить мудрое равновесие. Он терпимо относится к слабостям и нетерпимо к подлостям.
«M.A.S.H.» - крупное, панорамное кино «Большого стиля» оно не сводится к прямолинейной антивоенной агитке. Собрано из множества хаотичных эпизодов, как фреска. Гремучую смесь черного юмора из армейских и медицинских анекдотов венчает большая сцена игры в американский футбол – большая метафора войны. Такова природа человека, взрослые люди играют в жестокие игры.
Травмированных во время ожесточенного матча уносят с поля на носилках, рифма к носилкам с ранеными. В начале фильма их везли в госпиталь вертолеты, порхающие в горах, легкие и красивые, как белые бабочки (может быть черные вертолеты в «Апокалипсис сегодня», это ответ Копполы Олтману).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.